История и развитие каратэ

Автор: admin 7-07-2014, 18:33, Категория: Виды единоборств » Каратэ до
История и развитие каратэ
Каратэ — популярное боевое искусство, ставящее целью нанесение ударов в болевые точки тела противника. В этой борьбе удары наносятся особым способом, овладеть которым можно только на специальных тренировках. В Японии каратэ — это не один вид борьбы, а целая группа боевых искусств, элементы которой в разные времена и в разных местах имели собственные названия.

Искусство каратэ-до, что в переводе означает «путь пустой руки», имеет многовековую историю. Относительно происхождения каратэ существуют различные точки зрения. Согласно одной из них, его родиной является Индия, согласно другой — остров Окинава.

Первой точки зрения придерживаются ведущие эксперты каратэ, в особенности из Китая и Японии. Для целей кулачной борьбы в Индии была разработана особая методика «закалки» рук путем ударов о каменные плиты. Здесь же применялся своеобразный военный танец, своего рода пантомима на кулачный бой. Позднее многократное повторение этого танца стало важной частью тренировок каратэ.

Более убедительной является вторая точка зрения, утверждающая, что каратэ родилось на архипелаге Рюкю, точнее на его главном острове Окинава. Жители острова издавна сотрудничали с китайцами, известными любителями различных видов боевых искусств. Восточная борьба увлекла окинавцев так сильно, что они пожелали освоить ее более серьезно.

Некоторые из них стали посещать китайские монастыри, в т.ч. и Шаолинь, и, вернувшись оттуда, положили начало новым стилям и направлениям. В XIV—XV вв. на острове появились люди, всерьез взявшиеся за распространение рукопашного боя среди своих соотечественников. С введением в 1429 г. на Окинаве запрета на ношение оружия интерес народа к практическим приемам ушу усилился.

Рождение нового вида борьбы, имеющего прямое отношение к каратэ, совпало с вторжением на остров японцев в 1592—1598 гг. Жители острова не смогли оказать серьезного сопротивления захватникам, и Окинава стала частью Японской империи. Опасаясь восстаний и волнений, японские власти изъяли у населения все оставшиеся к этому времени виды оружия, включая бытовые ножи.

Но, несмотря на запреты, в различных районах острова образовывались патриотические общества, для которых приемы рукопашного боя стали главным оружием. Члены обществ целыми днями тренировались в лесу, где ударами рук и ног учились ломать ветви деревьев. Некоторые из них достигали такого уровня, что одним ударом кулака или ноги могли убить облаченного в доспехи самурая и разбить его шлем на несколько частей.

Много времени уделялось и «закалке» рук. При этом использовались различные эффективные виды оружия, в частности сочленение палок на перевязи. Это средство использовалось и в ушу, но на острове оно стало поистине грозным оружием. Не менее эффективным оружием стал трезубец «сай» — стержень с двумя изогнутыми боковыми отростками, которые позволяли парировать удары мечей самураев. Среди остальных подручных средств следует выделить кама (серпы), нунчаку, которая применялась для обмолота риса, бо (шесты) и джо (посохи).

Со временем патриотические общества на Окинаве стали школами боевых единоборств, но манера ведения боя в каждой из них имела свои особые черты. Во многих школах действовали варварские и жестокие правила. Провинившийся должен был множество раз отжиматься на кулаках или до потери сознания пребывать в стойке с грузом на плечах. Некоторые школы вели активную работу среди населения, обучая искусству боя и горожан, и крестьян.

Основное внимание при обучении окинава-тэ уделялось технике, теория и философия отступили на второй план. В связи с этим из китайской борьбы были отобраны самые эффективные приемы. В школах обучали действовать не только против невооруженного противника, но и против вооруженного. В память об этом в современном каратэ используются формальные упражнения — «ката», имитирующие бой против одного или нескольких человек с мечами.

Несмотря на все усилия окинавцев, самураи оЛоло ста лет подавляли восстания и массовые волнения. В течение этого времени окинава-тэ развивалось и дополнялось новыми приемами, некоторые из которых были заимствованы из японских и китайских школ. К концу XVIII в. окинавцы смирились с потерей независимости, популярность окинава-тэ стала постепенно снижаться, и многие школы перешли на легальное положение.

Интерес к рукопашному бою на острове вновь возрос в XVII— XVIII вв., когда на Окинаве базировалась флотилия китайского пирата Косинга, в команде которого было немало мастеров ушу.

Между разбойниками и местными жителями происходили драки, нередко и массовые схватки. По имеющимся сведениям, преимущество чаще всего было на стороне китайских бойцов. Именно по этой причине они пользовались на острове большим авторитетом и уважением.
В 1722 г. по инициативе мастера Сокугава в городе Сюри была открыта школа ушу, названная Каратэ-но Сокугава. Иероглиф «кара» в названии означает «пустая», «тэ» — «рука». Сокугава родился на острове Окинава перед китайским вторжением. В раннем возрасте он начал постигать искусство окинавского боя с монахом Пейтина Такахара в Аката, а позднее продолжил обучение у Гун Сян-Цзюня, одного из китайских мастеров Цюань-Шу, эмигрировавшего на остров. У этого же мастера Сакугава усвоил основы японской борьбы — кэмпо. В течение многих лет Сакугава жил в Китае, где изучал технику борьбы у нескольких мастеров. Сокугава разработал и ввел в технику борьбы несколько приемов — ката, которые сохранились до наших дней.

С начала действия школы Сокугава слово «каратэ» стало обозначать жесткую борьбу руками и ногами без тесного контакта противников. После его смерти борьба разделилась на несколько стилей и направлений, получивших название той местности, где они развивались: сюри-тэ, наха-тэ, то-мари-тэ.

В XIX в. на Окинаве среди воинских боевых искусств разгорелось острое соперничество. Это связано с тем, что большинство школ перешли на коммерческую основу и были заинтересованы в притоке состоятельных учеников. Наибольшей популярностью пользовались китайские мастера. В это же время оформились два основных направления каратэ, внутри которых существовало множество направлений и ответвлений. Одно направление главное внимание уделяло физической силе, резкости, четкости, устойчивости, закалке рук и ног. Этот стиль представляла школа Серей, что в переводе означает «Просветленная душа». Она основывалась на традиционных принципах окинавского боя — тэ.

Второе направление — школа Серии — культивировало тонкие и ловкие маневры, обманные движения, шаги вперед — назад с попеременными ударами руками и ногами. Этот стиль отличался легкостью и подвижностью, им без труда мог овладеть каждый желающий, вне зависимости от уровня подготовки. Среди населения и та, и другая школа пользовались равной популярностью. Но постепенно потребность доводить схватку до смертельного исхода, разбивая при этом стальные доспехи противника, исчезла, и пред-почтение стало отдаваться стилю школы Серин.

В современном каратэ существует несколько различных стилей борьбы. Первое разделение школ каратэ произошло по областям острова Окинава, где на основе школ Серии и Серей сформировались два основных направления: сюри-тэ и наха-тэ, названные в честь городов, в которых практиковались первые мастера каратэ. В дальнейшем развитие стилей происходило благодаря известным мастерам каратэ и их ученикам.

Большой вклад в развитие боевого искусства окинава-тэ вложил Фунакоси Гитин (1869—1957 гг.), который объединил различные стили окинавского каратэ в одну группу. Благодаря пропаганде Фунакоси Гитин мир узнал боевое искусство острова Окинава. В 1906 г.Фунакоси впервые стиль каратэ продемонстрировал на публике. Немного позднее он организовал турне по Китаю и Японии с целью познакомить жителей этих стран с техникой окинавской борьбы.

Благодаря стараниям Фунакоси сформировался стиль Сетокан. Впоследствии он был дополнен сыном Фунакоси — Еситака и его учениками. Сетокан сохранил многие азы первоначальной техники каратэ, в частности низкие, устойчивые стойки, быстрые, решительные переходы, мощные, прямые удары от бедра, жесткие блоки, хорошо продуманные броски. Для данного стиля характерны сильные, резкие движения, направленные прямо. Некоторые считают Сетокан потомком древнего цюань-фа, т.к. в нем присутствуют некоторые правила шаолиньской борьбы. Большое внимание в данном направлении уделяется правильному дыханию. Во время боя мастер должен удерживать одно дыхание и строить атаку на одном выдохе. Все движения должны быть рассчитаны, выполняться очень быстро, с постепенным ускорением и иметь четкое окончание. В современной школе Сетокан отрабатываются более двадцати ката (приемов).

Стиль школы Сетокан стал классическим стилем спортивного дзюдо. Впоследствии в его арсенал было включено много новых ударов ногой (в т.ч. и на среднем, и на верхнем уровнях): боковые, круговые и задние. В данной школе оптимальным считается ведение боя на средней дистанции. В связи с этим броскам здесь уделяется второстепенное значение, а в спортивном каратэ роль бросков минимальна.

Наха-тэ — второй из основных стилей каратэ. Стиль мастеров наха-тэ отличался от стиля сюри-тэ более мягким одходом к бою.

В этом стиле преобладают круговые движения, выполняющиеся медленно и плавно. Цель этой техники — отвлечь внимание противника, после чего неожиданно и внезапно перейти в мощную атаку. Одним из основных ката наха-тэ является прием «маятника». При его выполнении перед нанесением сокрушительного удара тело спортсмена некоторое время раскачивается, и в это время вся сила концентрируется на конце удара.

Одним из первых мастеров наха-тэ был Каире Хигаонна (1851— 1915 гг.), родом с острова Окинава. С детства он изучал искусство рукопашного боя. С 15 лет Каире обучался в Китае у мастера Лю Лю Го. Возвратившись на родину, он организовал школу, основанную на борьбе кэмпо. Среди остальных стилей современного каратэ следует выделить сито-рю, вадо-рю и годзю-рю. В сито-рю основное внимание уделяется тонкости приема, а также скорости и опережению, как в атаке, так и в обороне. Для данного стиля характерна борьба с одним невооруженным противником. Стиль вадо- рю синтезировал в каратэ правила айкидо и джиу-джитсу. Характерными элементами данной борьбы являются уходы с линии атаки, неожиданные удары и обманные движения. Стиль годзю-рю основывается на результативных и мощных контрударах.

Но, несмотря на размежевание, все школы и направления развивались в одном русле. Различия касались лишь исходных стоек, постановки ударов, степени использования силы туловища и бедер, способов перемещения, числа прыжков и звучания боевого клича. В большинстве школ каратэ используется бесконтактный спарринг.


Информация
Боец! Прокомментируй данную запись и выскажи свое мнение.


2014 Сайт о смешанных единоборствах "Супер Боец"
Новости единоборств, клубов, техника различных боевых искусств, биографии, фото и видео, интервью.