Методика развития для неговорящих малышей Новиковой-Иванцовой

Как изучают двигательную культуру, что такое кинестетический интеллект и как танец помогает изучать эмоции

Танцетерапия, история возникновения

Изначально, в культуре, танец был выражением чувств. Он передавал то, что человек чувствует в этом мире. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и  счастье. Не один ритуал перехода или рождения, инициация мальчиков в мужчины, девочек в девушки, свадьбы и смерти не проходили без танцев. Человек выражал в танце свое взаимоотношение с высшими силами.

Механизм воздействия танца на человека современной наукой были изучены только в двадцатом веке. Однако нашим предкам эти объяснения не требовались, они умели использовать психофизические практики направленные на расширение границ нашего сознания.

Танцетерапия, история возникновения

Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом. Изначально ее интересовала эмоциональная сторона танца и чувства, которые передает танцор. Чуть позже техника исполнения стала для нее менее интересна и свое предпочтение она отдала выражению чувств в свободной пластике.

Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализироваными психиатрическими больными. Мэрион работала с самыми тяжёлыми пациентами, с которыми вербальные способы терапии просто не срабатывали. Они были слишком сложны и основная задача конечно же в работе с психиатрическими больными это улучшение их коммуникативных способностей и телесная реинтеграция — возвращение человеку осознанности своего тела.

Во время лечения, инстинктивно пациенты испытывали непроизвольную радость, которая стала приносить терапевтический эффект. Мэрион успешно работала много лет и смогла выделить большое количество благоприятно влияющих психологических составляющих танца.

В 1960-х годах исследования по невербальному поведению и роли тела в вопросах психического здоровья также повлияли на практику. В 1966 году была создана Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA), в которой были разработаны стандарты обучения и сертификации в этой области.

Вильгельм Райх считается основателем телесной терапии. Именно он смог доказать, что многие психологические и физические проблемы формируются в детском возрасте:

Танцетерапия, история возникновения

Все страхи, которые зародились у человека в детстве и со временем были подавлены, приводят к тому, что мышцы становятся скованными. Первой причиной многих душевных и телесных заболеваний являются различные зажимы и блоки, которые появляются от скапливания негативных переживаний и мыслей. Все мышечное напряжение можно полностью растворить если восстановить естественное дыхание и спонтанные движения.

Читайте также:  Как взрослая: почему йогой полезно заниматься с ребенком

Этого и добивался Вильгельм Райх, потому что был уверен что положительные эмоциональные всплески хорошо влияют на психику.

Заключение

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством. Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат. Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл. Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.

Этапы речевого развития по МФЯС

Крик, гуление, лепет — важнейшие этапы развития речи ребенка

Это рефлекторная реакция человека на влияние внешних раздражителей. Ребенок кричит, когда ему некомфортно, когда он испытывает боль, голод, жажду, любые неприятные ощущения. Крик характеризуется звонкостью и громкостью, коротким вдохом и продолжительным выдохом, в течение которого и производится звук.

Дети, которые имеют некоторые отклонения в нервной системе, издают или оглушающий звук, или заменяют его на тихие возгласы с прерывистыми всхлипываниями. Однако крика может и не быть. Чаще всего период активного «кричания» заканчивается после 2-х месяцев со дня рождения ребенка.

Гуление

Это долгое и распевное извлечение гласных звуков. При этом часто оно может сопровождаться и воспроизведением согласных. Здесь ребенок уже улавливает интонацию родителей, пытается сопровождать ее своими звуками, он хочет управлять своим речевым аппаратом, чтобы донести мысль. Но аппарат к этому еще не готов, поскольку находится в переходном состоянии.

Читайте также:  17 бизнес-идей креативных и общественных пространств

Задача родителя – активно поддерживать эмоциональную связь с ребенком, общаться с ним при помощи интонации, ее тональности, ритма, но не стоит забывать и о словах.

Этапы речевого развития по МФЯС

Лепетание

В возрасте пяти — девяти месяцев развитие речи ребенка переходит на новую стадию лепета. Это многократное повторение одного и того же слова или звукосочетания, слога, которые могут составлять элементарные слова. Например, «ма», «па», «дя», и других. Пока ребенок учится воспринимать на слух некоторые выражения, формируется глубина выдоха, которую малыш учится контролировать. В 10 месяцев некоторые дети могут уже составлять слова из одинаковых слогов – «мама», «дядя», «тятя» и т.д.

В один год дети имеют в своем багаже около 10 слов и больше. При этом примечательно, что быстрее новые слова осваивают девочки.

К полутора годам малышам уже доступны для произношения некоторые короткие фразы.

Возможно, что на каком-либо  из этапов у ребенка возникнет нарушение или задержка. Это влечет деформацию системы речи и затруднения, вызывающе беспокойства у близких. Чтобы восстановить последовательность в этапах, рекомендуется следовать методике Новиковой-Иванцовой и пройти поочередно все необходимые уровни крика, гуления и лепета. Затем появится возможность произносить звуки, слоги, слова и целые фразы.

Техника проведения танцевальной терапии

Сам процесс проведения танцевальной терапии делится на несколько этапов. Первый этап – это знакомство и привыкание к новой методике, он содержит в себе следующие составляющие:

  • Психический – самоидентификация с собственными чувствами.
  • Физический – «разогрев», подготовка тела к танцевальным движениям.
  • Социальный – установление контактов.

Как вариант начала занятий можно использовать разные движения в свободной форме, а главное – спонтанные и под микс из различных мелодий. Здесь случаются упражнения, содержащие растяжки, встряхивания, удары, раскачивание, похлопование, потряхивание. Они начинаются с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, и грудную клетку.

Второй этап предусматривает разработку основной темы сеанса танцевальной терапии. Так, в зависимости от тематики терапевтического процесса, разрабатывается комплекс движений, направленный на нивелирование психоэмоциональных недостатков. Например, при разработке темы гнева и рационального выражения негативных эмоций. На уровне движений можно выплеснуть агрессию резкими движениями, тяжёлыми шагами и более активной пластикой.

На заключительной стадии занятия тема реализуется с использованием всего предоставленного группе пространства. Важно отметить, то при этом изменяется скорость движений и их последовательность. Акцентируется внимание на самостоятельности клиента.

Занятие проходит индивидуально, парами или небольшими группами. Важно правильно подобрать музыку и общее настроение движений, но не навязывать их. Тем более, что в данном виде терапии, отдается предпочтение импровизации человека.

Роль руководителя группы заключается в том, чтобы мягко вести процесс, оставаясь почти незаметным. Соответственно, танцевальный психотерапевт может быть: партнером в танцах, организатором, катализатором нравственного развития личности через движение.

Все еще не верите, что танцевальная терапия – действенный метод? Прямо сейчас включите любимую музыку и начните выполнять любые движения, просто так, не задумываясь, главное, чтобы они шли от души. Уже через 10 минут у вас поднимется настроение, через некоторое время отступит психологическое истощения. А после того, как Вы «вытанцуете» все свои негативные эмоции и боль, у Вас обязательно появится вдохновение жить и уверенно двигаться дальше!

Кому подходит аутентичное движение

Эта практика не для всех. С одной стороны, это не танец в общем понимании этого слова, а скорее психотерапия в движении. С другой — это танец в своём изначальном варианте — выражение эмоций через пластику, раскрытие себя в движении.

Аутентичное движение подойдёт:

  • Тем, кто плохо владеет своим телом.
  • Людям, которые хотят больше узнать о себе, снять психологические блоки, прожить эмоции, загнанные вглубь себя.
  • Танцорам, которым хочется выражать в танце свои эмоции, а не проживать чужие, открыть для себя новые способы пластического выражения.

Для танца не нужно умение садиться на шпагат, идеальное чувство ритма, спортивное телосложение, знания и умения. Всё, что нужно, — ваше тело, эмоции и музыка. Включите музыку, звук барабанов, метроном или слушайте тишину. Сделайте несколько движений и позвольте эмоциям и ощущениям вести ваше тело. Танцуйте.