Йога Айенгара что это: полная инструкция для начинающих

Самое главное по теме: «йога сутры патанджали вьяса» с полным пояснением от профессионалов.

Тело сообщает о важном

Я начала заниматься силовой йогой в переломный для себя момент. Годами я вела крайне активный образ жизни, работала организатором политических кампаний и позволила работе поглотить себя без остатка. Примерно в двадцать пять лет я оказалась в больнице с онемением половины тела.

Онемение началось за несколько лет до этого с покалывания в правой стопе во время физических нагрузок. Я прекратила бегать и заниматься кардиотренировками, так как «иголочки» в правой ноге сильнее ощущались при движении. Через некоторое время тупая боль в правых ноге и руке стала моим постоянным спутником. В то же время моя карьера шла на взлет, я занималась тем, о чем всегда мечтала. Я задвигала постоянную фоновую боль в теле на второй план, отводя первое место работе и обязанностям.

Как-то раз наутро после удачного рабочего мероприятия я проснулась и поняла, что чувствительность в правой стопе стала гораздо меньше, чем обычно. Стопа так опухла и онемела, что я с трудом могла надеть обувь. Сев за стол, я поняла, что дело не только в стопе. Потеря чувствительности распространилась на всю правую сторону, в том числе на правую половину лица.

Я позвонила врачу, и он велел немедленно ехать в неотложку, ведь симптомы указывали на инсульт. В больнице мне сообщили, что, учитывая мой возраст и симптомы, у меня, скорее всего, рассеянный склероз. Я пришла в ужас.

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии. Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты. Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние. Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу. Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта) Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой. Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию. Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху. Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА «ИОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»

0 Comments

«Йога-сутры» получили известность как самый старый и авторитетный учебник йоги — традиционной системы психофизической регуляции сознания. Именно такая интерпретация целевого назна¬чения текста Патанджали и пробудила к нему широкий интерес, выходящий далеко за пределы круга академической индологии.

Post navigation

Свежие комментарии

  • Владимир к записи Саи Баба из Ширди
  • Владимир к записи Парвати
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • Владимир к записи Иванов Ю. М. — Йога и психотренинг. Путь к космическому сознанию. ( Библиотека йога и экстрасенса ) — 1990
  • Анастасия к записи Супта Баддха Конасана
  • Дан к записи Про культ денег от Павла Дурова
  • Роман к записи Игорь Исаев Овладение жизненной силой. Путь могущества и бессмертия
  • МИРОСЛАВА к записи Ранняя смерть известных йогов. Возможные причины.
  • georgje к записи Шри Рамана Махарши
  • Гульнара к записи Парвати
  • Тримурти Даттатрейя к записи Даттатрейя
  • Роман к записи Свами Сатьянанда Сарасвати «СВАРА ЙОГА»

Copyright © 2019 Мир Йоги. All Rights Reserved.

Виды практик

Каждая из шаткарм имеет несколько вариаций выполнения. Подробно они изложены в поздних йогических писаниях. Это книга «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха. Также он основал известную во всем мире Бихарскую школу йоги. Еще один источник описания шаткарм – комментарии Свами Муктибодхананды Сарасвати, рожденного в 1959 году и Свами Сатьянанда Сарасвати к писанию «Хатха-йога Прадипика».

Джала нети

В переводе с санскрита, Джала – вода, Нети – нос. Благодаря промывания носовых пазух водой, они очищаются от лишней слизи и прочих загрязнений. Оказывает положительный эффект при воспалении глаз, болях в голове, восстанавливает утраченное обоняние.

Читайте также:  Будут ли глаза видеть четче после специальных упражнений йоги?

Сутра нети

В переводе с санскрита: сутра – нить, нети – нос. Иначе говоря, это прочищение носа с помощью нити. Можно использовать хлопковую ткань, которую предварительно натирают расплавленным пчелиным воском, или мягкий резиновый катетер. Выполнение техник Джала и Сутра нети дополняют друг друга, гарантированно очищают от загрязнений. Выполняйте прочищение пазух сначала водой, затем нитью. Или же вы можете использовать только вторую технику, она несколько эффективнее Джала нети, нить тщательно избавляет носовые проходы от слизистых излишек и вдыхаемых загрязнений.

Дхаути

Внутреннее очищение – Антар-дхаути:

  • Ватсара-дхаути – это техника вытеснения воздуха через анальное отверстие;
  • Вахнисара-дхаути или Агнисара – свод упражнений, которые помогают быстро сжимать и расширять брюшину;
  • Варисара-дхаути или Шанкх Пракшалана – техника пропускания воды в больших объемах через кишечник;
  • Бахистрита-дхаути – промывание прямой кишки в руках;

Зубное очищение Данта-дхаути:

  • Дживха – очищение языка;
  • Капалрандхра – прочищение синусовых пазух;
  • Чакшу – очищение глаз.

Сердечное очищение – Хрид-дхаути:

  • Данда-дхаути – очищение с помощью стержня (обычно используется мягкая сердцевина ствола бананового дерева);
  • Вастра-дхаути – заглатывание тонкой длинной веревки;
  • Ваман-дхаути – очищение желудка путем “извергания” его содержимого.

Очищение прямой кишки – Мула Шодхана.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Капалабхати

Как сказано в «Гхеранда-Самхите», есть три вида «Капалабхати», которые ликвидируют заболевания. Рассмотрим их подробнее:

  1. Ваткрама Капалабхати – пранаяма, особенность которой в том, чтобы сделать упор на выдох, а вдох оставить естественным. Схожий механизм имеют кузнечные меха. Сжимаясь, они выталкивают наружу воздух, раскрываясь – всасывают его обратно. Капалабхати – это естественная реакция вдоха на принудительный выдох. Используя эту технику, происходит очищение пазух воздухом.
  2. Вьюткрама Капалабхати. Вьюткрама – это система удаления. Как и Джала нети, это способ очищения водой пазух носа, техники их выполнения несколько схожи. Практик аналогично использует соляной раствор, но Вьюткрама предполагает удаление воды, поступающей в нос через рот.
  3. Шиткрама Капалабхати. Этот тип шаткармы, также направлен на промывание носа, но вода поступает через рот, а выходит через ноздри.

Наули

Прежде чем начать делать Наули, рекомендовано выполнить предварительные упражнения Агнисара Дхаути и Уддияна бандху. Выделяют три вида:

  • Мадхьяма Наули. Ее суть в том, чтобы выделять срединный жгут мышц пресса;
  • Вана Наули – это вращение слева направо, во время которого происходит сокращение прямой левой мышцы живота;
  • Дакшина Наули – техника аналогичная Вана Наули, но сокращение направленно на правую прямую мышцу, а вращение делается справа налево.

Тратака

Наиболее распространенным выбором объекта созерцания считается пламя свечи, Луна, стеклянный шар, кончик носа, мандала и так далее. Полагается, что любой объект для созерцания может целиком поглотить разум созерцателя, активизировать не раскрытый потенциал.

Антаранга Тратака созерцание с закрытыми глазами. Этот вариант исключает физический объект. Практик концентрируется посредством внутреннего взора. Опытные последователи, имеющий очень высокий уровень концентрации, могут не закрывать глаза во время занятия.

Басти

Басти – практика йоги, которая очищает нижние отделы кишечника. Есть два варианта практики:

  • Джала басти (водное очищение) – через анальное отверстие происходит всасывание воды в кишечник, затем, вместе с тем, что находится в кишечнике, практик выталкивает ее обратно;
  • Стхала басти (сухое очищение) – практик всасывает воздух в прямую кишку, затем выталкивает его.

Особенности йоги Айенгара

Обычно занятие начинается с короткой медитации. Медитативные практики дают время, чтобы настроиться, успокоить ума, выровнять дыхание и приготовиться к продуктивному занятию. Во время настройки, часто практикующие повторяют слова благодарности всем, кто принес эту практику. Затем идет комплекс физических асан, во время которых также уделяется внимание успокоению дыхания и ума. Основная работа в асане направлена на достижение идеальной позы тела. Заканчивается занятие йогой Айенгара обычно позой шавасана, в которой практикующие лежат на спине свободно раскинув руки и ноги и отдыхают, восстанавливая силы.

Распорядок дня при йогическом образе жизни

Чтобы придерживаться йогического образа жизни, стоит соблюдать определенный режим дня. 

Распорядок дня при йогическом образе жизни
  • Подъем в 4 утра. Считается что с 4 до 10 утра время гуны благости. После пробуждения можно сделать несколько упражнений на растяжку, затем обязательно принять душ и растереть тело маслом. Лучше делать это в тишине, а также практиковать закаливание. После нужно выпить стакан теплой кипяченой воды для очищения, а затем от 2.5 до 4 часов посвятить индивидуальным практикам йоги. Медитация и упражнения йоги подарят заряд бодрости и сил, помогут услышать свою душу. 
  • С 10 утра до 22 часов влияют гуны страсти, поэтому это время отведено под активную деятельность и повседневные дела. Важно в этот период соблюдать правила умеренности во всем, чередовать работу и отдых и хотя бы 1 час выделить для прогулки на свежем воздухе, чтобы наполнится праной — энергией жизни — через лучи солнца и кислород. Последний прием пищи должен быть за 2 часа до отхода ко сну или раньше. Перед сном можно помедитировать или сделать расслабляющий комплекс йоги
  • С 10 вечера до 4 утра влияют гуны невежества. В это время надо погрузиться в самозабвение и выспаться.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Читайте также:  Для иммунитета позы йоги первое средство

Оригинальное название Раджа-йога — Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе — Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию — йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Первая ступень йоги Яма, правило № — Ахимса (ненасилие)

Ахимса пратиштайям тат саннидху вайратьягах. Если перестанешь причинять вред, сможешь Прекратить вражду с помощью ахимсы. (Йога-Сутры Патанджали, II:35)

Шарат Джойс: «Ахимса означает ненасилие в словах, мыслях и действиях. Это означает не быть причиной боли других живых существ включая животных, насекомых и растения. Если мы утверждаемся в ненасилии в повседневной жизни, то все конфликты закончатся. У нас есть цитата на языке Каннада (язык моей мамы) «Нужно две ладони, чтобы хлопать». Одна ладонь не даст звука. То есть если вы не реагируете, когда кто-то начинает конфликт с вами, тогда он заканчивается. Нет хлопка, нет звука».

Паттабхи Джойс: «Ахимса означает никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах, ни мыслью, ни словом, ни делом не причинять никому вреда. Даже если в какой-то ситуации Веды позволяют нанесение вреда, такой поступок не соответствует ахимсе. К примеру, два зверя, готовые сцепиться в кровавой драке, забывают о своей вражде в присутствии человека, практикующего ахимсу».

Йога сутры, разные переводы:

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезаетвраждебность. (перевод с санскрита и )

35. В присутствии утвердившегося в непричинении вреда прекращаетсявсякая вражда [в других].(перевод с санскрита Свами Вивекананды)

35. Утвердившийся в непричинении вреда способен подавить неприязнь ксебе [в любом живом существе]. (перевод с санскрита )

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебностьослабевает в его присутствии.(перевод с санскрита )

Комментарии к Йога-сутрам Свами Сатьянанды Сарасвати

Сутра 35: Плоды (I) ахимсы

  • Ahimsap̱ ratist̤ hay̱ am̱ tatsannidhau vairatyag̱ ahAhimsa̱ — ненасилие;pratis̤tha̱ya̱m — будучи прочно установленным;tatsannidhau — в этой окрестности;vaira — враждебность;tya̱gah — отказ.

При прочном утверждении в ахимсе имеет место отказ от враж-дебности в его [йога] окрестности.

Ахимса означает любовь, безвредность, неубийство, ненасилие. Она означает отсутствие неприязни, враждебности и [желания нанесения] вреда. Духовному последователю под ахимсой следует понимать отсутствие любого вредного намерения, каким бы оно ни было. Пратиштха означает быть твердо установленным. Когда кто-то установлен в ахимсе, в нем развивается некий вид магнетизма, который оказывает влияние на любого, кто к нему приближается.

Он становится свободен от настоящей опасности — комплекса вражды, т. е. насилия и враждебности. В индийской истории существует много великих людей, которые могли преображать даже наиболее грубые и дьявольские сердца. [Вместе с тем] Махатма Ганди, [например], который был предан ахимсе и не питал какой-либо недоброжелательности, также имел врагов, и в конце концов он был застрелен. Это показывает, как трудно практиковать ахимсу [в совершенстве]. Господь Будда развил практику ахимсы настолько сильно, что преображал любую грубую личность в добросердечного человека. Однажды он столкнулся с грубым дакойтом (разбойником), который пришел убить его, и одним простым взглядом [Будды] дакойт был преображен. В ашраме Патанджали корова, коза и тигр могли жить, есть и пить вместе, благодаря высшей стадии ахимсы, практикуемой [обитателями ашрама].

Очень просто говорить, что мы должны следовать ненасилию, что нам следует любить друг друга. Концепция же любви для нас слишком велика, чтобы ее понять. Для нас любовь означает безопасность или защиту от страха смерти и ничего более. Это психологическая необходимость. Но в действительности любовь есть нечто более великое. Христос был распят, Мохаммеда противники побили камнями, великого суфия Мансура мусульмане пытали так, что с него слезла кожа. Все эти люди имели врагов. Но в Индии есть много людей, у которых нет врагов, потому что они в со-вершенстве практиковали ахимсу. Наиболее важная вещь — не противостоять даже людям, совершающим насилие; это также является ахимсой. Если понятие ахимсы развивать более глубоко, то она означает практику уничтожения комплекса вражды — неосуждение. В Индии такой человек называется аджата шатру — рожденный без врагов.

Таким образом, складывается впечатление, что великие святые и пророки не были твердо установлены в ахимсе. Например, Будда, Господь Кришна, Шанкара противостояли другим школам философии и критиковали их. Логика же йоги говорит, что ахимса должна практиковаться в полном виде. Это должен быть величественный путь, когда достойно принимается все, что в обществе считается неправильным. Вот что означает сатьяграха. Итак, сутра означает, что когда последователь твердо стоит на позиции ахимсы, когда даже последний след враждебности стерт, душа раскрывает себя изнутри в некоей магнетической форме. Эта магнетическая форма называется вайрагьягах, т. е. отказ от враждебности. Таким образом, следует отказаться от убийства [всех] живых существ. [В этом смысле] в Индии известен знаменитый культ ахимсы в джайнизме.

Техника и этапы выполнения Садхана

Утренний комплекс состоит из 3 этапов: чтение Джап Джи, упражнений с медитацией и пения мантр. Это работа для души, тела и ума.

Читайте также:  Виньяса йога на все тело 25 мин | День 1 | chilelavida

Подготовка к Садхане

Чтобы правильно настроиться на практику, выберите в доме помещение, где хранятся важные для вас вещи и воспоминания. Энергия этого места будет оказывать на вас определенное воздействие.

Техника и этапы выполнения Садхана

Проветрите комнату. В ней должна воцариться утренняя свежесть. Температура должна быть умеренной, чтобы тело взбодрилось, и улетучивался сон. Сидеть лучше на натуральной ткани или шкуре, чтобы не образовывалось статическое электричество. Это поможет отделить электромагнитное поле вашего тела от поля Земли.

После пробуждения сделайте несколько легких упражнений.

Затем примите холодный душ и наденьте чистую, свободную одежду.

Учителя йоги советуют выполнять Садхану в хлопчатобумажном костюме белого цвета.

Джап Джи

Техника и этапы выполнения Садхана

Чтение Джап Джи Сахиб – это произнесение текста для возвышения и пробуждения. Джап Джи Сахиб – текст из стихов, являющихся мантрами и шабдами.

Это особые звуки, написанные на языке гурмукхи. Их задача – пробудить, возвысить и удалить ограничения из жизни.

Основой, на которой зиждется Джап Джи, является понимание, что «Творец и я, я и Творец – едины». Этот священный текст находится вне религий и национальностей. Чтение Джап Джи может стать для вас возвышающим опытом!

Чтение этого текста приближает нас к Богу. Он настолько силен, что фактически является звуковым кодом, который способен снять замок с нашей души, пробудить нас и убрать любые ограничения из нашей жизни.

Крийи – комплекс упражнений

Техника и этапы выполнения Садхана

Крийи – важная часть Садханы. Упражнения должны быть легкими, чтобы организм не получал в утренние часы чрезмерной нагрузки. В наборе нет перевернутых и сложных поз. Упражнения направлены на проработку позвоночника и прогрев мышц перед медитацией. Настроиться на крийю помогают мантры:

  • Инициирующая – 3 раза: «Я настраиваюсь на творческую энергию вселенной. Я открываюсь сияющей мудрости, ведущей меня из тьмы к свету».
    • Защитная – 3 раза с поворотом головы: « Ад гуре Наме(влево) открываюсь изначальной мудрости. Джугад гуре наме (назад) открываюсь вечной мудрости. Сат гуре наме (вправо) открываюсь истинной мудрости. Сири гуру дэве наме (влево) открываюсь великой сияющей мудрости».

Яма — Самоконтроль

Яма означает самоконтроль и воздержание. Первая ступень, которая проповедует принципы и негативные качества, от которых необходимо избавится. Состоит из 5 принципов:

Ахимса — принцип ненасилия

Ахимса означает, что любое живое существо имеет право на жизнь и не в наших полномочиях вершить судьбу этих живых существ. Простыми словами — не причинять боль, страдания, не убивать на уровне мысли, слова или действия.

Сюда относят потребление мяса животного, поскольку поедание требует убийства. По принципу ахимсы йоги становятся вегетарианцами. Это происходит естественно, во время практики, очищения сознания тебе хорошо и ты хочешь, чтобы это состояние ощутил каждый, даже животное, которое росло, чтобы стать едой.

Животные наделены сильным инстинктом, рефлексом, процесс которого запускается в момент осознания приближающейся смерти. Каким-то образом они ощущают, что скоро грядет их смерть и начинается ощущение дикого страха. В этот момент происходит высвобождение гормонов страха и смерти по всему телу животного, которые остаются в мясе после убийства.

Потребляя мясо, люди и не подозревают почему они внезапно могут ощутить неконтролируемый страх, вспышки тревоги, неврозы.

Сатья — Истина

Всегда говорить правду хорошо и правильно, но более важно то, как мы передаем правду. У нас есть способность “бросать” правду в кого-то, как нож, но мы также способны одевать эту же истину в любящие слова.

Важна истина и правда, важно не только доносить правду, но и передавать истину своими поступками. Иногда правда может ранить как нож, поэтому необходимо стараться доносить ее деликатно, тактично и через свой гласят не нарушать принцип ненасилия всеми доступными способами.

Прислушайтесь к совету об истине:

«Каждое из ваших слов должно падать, как цветы из ваших уст».

Махапрабхуджи

Правдивость означает открытость чувств, свобода от уклончивость, изворотливости и оправданий. Каждый человек должен внутри себя знать своею правду и истинное лицо. Конечно, на какое-то время можно скрыть то, кем мы являемся от других, но перед собой мы чисты. Мы являемся свидетелями истинной личности.

Астея — не кража

Астея гласит о запрете воровства. Вы не вправе отбирать то, что вам не принадлежит, будь то материальные ценности или интеллектуальная собственность. Астея также касается человеческих чувств — нельзя отбирать у человека радость, счастье или какую либо возможность. К этой сфере также относится неуважительное отношение к природе, разрушение окружающей среды вокруг себя.

Брахмачарья — чистый образ жизни

Брахмачарья — одна из ступеней духовного развития, которая означает сексуальное воздержание или целибат. Но это скорее не самоцель. а следствие практики йоги в жизни. Все наши мысли должны быть направлены в сторону духовного развития, в сторону божественного начала. При этом важно соблюдать гармонию в реальности, исполнять обязанности осознанно. Соблюдая брахмачарью, человек также приобретает вирья (энергию и геройство).

Апариграха — неприсоединение владений

Накопительство, покупка и хранение ненужных вещей, избыточное потребление — все это не про апариграха. Практика апариграхи заключается в непринятие даров, отсутствии накопительства. Принцип апариграхи означает, что у вас не должно возникать чувства стремления к сиюминутному удовлетворению, даже самым простым желаниям. Человек должен быть удовлетворен ровно тем, что у него есть в данным момент жизни. Чем больше имущества, тем больше забот. Меньше имущества — больше свободы.