Гребля на байдарках и каноэ — особенности гребли на байдарках

Водные виды спорта такие, как гребля на байдарках, пользуются огромной популярностью. Но для их освоения необходимо знать различные нюансы управления судном. Существуют разные техники гребли на байдарке и работы веслом, благодаря которым опытные спортсмены могут сплавляться даже по самым бурным рекам. В этой статье мы о них расскажем.

Гребля на байдарках и каноэ

С незапамятных времен гребля на байдарках рассматривалась как средство передвижения. И только в прошлом веке люди начали рассматривать такую форму лодок с одним веслом как вид гребного спорта. Таким образом, появились байдарки, имеющие весло с двумя лопастями, а также каноэ с веслом, у которого одна лопасть. Известно, что неофициальные гонки на байдарках и каноэ проводились уже в 20х годах прошлого столетия в Европе.

Техника самой гребли является относительно простой и несложной, состоит из равномерных и повторяющихся движений. Однако, техника гребли в гоночном каноэ и на гоночной байдарке несколько отличается.

Управляя гоночным каноэ человек, находясь в лодке, стоит на колене одной ноги. При выпрямленном корпусе бедро и голень второй ноги, т.е. опорной, составляют прямую линию. Опорой для всего корпуса служит как колено, так и большая берцовая кость. Гребец может добиться оптимального баланса и максимальной устойчивости путем передвижения подколенной подушки. Непосредственно движением всего туловища, человек получает благоприятную и оптимальную для лодки осадку. Гребец опускает весло в воду при свободно вытянутых руках.

Темп гребли на каноэ составляет приблизительно 60 – 80 гребков за минуту. Длина весла обычно не ограничивается, но чаще всего она достает до уровня лба управляющего. Каноэ бываю как одноместными, так и с несколькими управляющими местами.

В байдарке закреплено специальное сидение, с четкими очертаниями тела человека. Но для новичка, чтобы забраться на свое место, придется потрудиться. Лодку ставят против течения, если оно, конечно, имеется.

Человек, управляющий байдаркой, не должен находиться слишком высоко, так как такое положение тела делает лодку неуправляемой и неустойчивой. Корпус должен быть немного наклонен вперед, а ноги свободно согнутыми.

Чтобы взять правильно двухлопастное весло, нужно положить его на голову, взяв обеими руками. Таким образом, между предплечьем и плечом образуется прямой угол. Между заносом и захватом недолжно быть паузы. И при этом локоть руки не должен прижиматься к корпусу. В отличие от человека, управляющего каноэ, байдарочник 100 – 140 гребков в минуту за счет двух лопастей.

Читайте также:  Толщина лезвий хоккейных коньков

Если вам интересен этот вид спортивных соревнований, то вам следует попробовать управлять как каноэ, так и байдаркой, а затем выбрать то, что вам понравится больше всего.

Работа с веслом

Обучение любым приемам гребли на байдарке и управлению ею начинаются с работы веслом. Это обусловлено тем, что в отличие от гребли на других плавсредствах (лодках, яликах), при управлении спортивной или туристической байдаркой используется иной способ хвата.

Также следует знать, что в зависимости от типа байдарки и сложности походов могут использоваться весла стандартной длины или спортивные. Как правило, подбор их длины производится конкретно под рост гребца.

Разворот весла диктуется биомеханическими и физиологическими факторами, поэтому оптимальный его угол индивидуален для любого гребца. Как правило, он немного меньше 90°. При нормальном хвате расстояние между кистями равняется расстоянию между локтями рук, разведенных в стороны.

Каждый гребок весла включает в себя 4 фазы:

  • Начало – вхождение лопасти в воду.
  • Силовую часть – проводку, благодаря которой байдарка ускоряется.
  • Конец – выход лопасти из воды.
  • Занос весла для другого гребка.

Внимательно посмотрите видео с демонстрацией спортивной техники гребли на байдарке и постарайтесь повторить основные движения!

Правильная техника гребли

Техника гребли вперед на туристической и спортивной байдарке практически не имеет различий. Жесткость посадки человека достигается при помощи специального сиденья, которое ограничивает его поперечные смещения.

Работа с веслом

Корпус гребца должен быть в прямом положении, его колени упираются в фальшборта, а ступни – в перекладины кильсона. Жесткость посадки человека проверяют небольшим открениванием байдарки движением бедер.

Процесс гребли включает в себя повторяющиеся гребки веслом. За минуту выполняют 20-40 гребков. При преодолении бурного потока или маневрах их частота будет максимальной. Если байдарка рассчитана на несколько человек, темп задается передними гребцами.

Существуют следующие разновидности гребков:

    1. Перемещения, которые придают байдарке скорость при движении по прямой.

Они бывают прямыми и обратными. Данные гребки осуществляются близко к борту. При этом корпус человека выпрямлен. Его тянущая рука расположена ближе к воде, а толкающая – выше от нее. В процессе гребли на байдарке они постоянно сменяют друг друга. Сила гребка увеличивается постепенно. Ее максимум достигается при расположении весла в почти вертикальном положении.

Проводка заканчивается после прохождения лопасти тела гребца. При обратных гребках весло не разворачивают. При них лопасть заносится сзади.

  1. Управления, которые придают байдарке вращательные движения.

Подобные гребки имеют небольшую составляющую, которая способствует ее перемещению. Они бывают прямыми и обратными. Их часто используются для торможения. Они выполняются по дуге с наибольшим радиусом.

Читайте также:  Автокресло для ребенка – безопасность превыше всего

В процессе управления байдаркой всегда используются оба эти вида гребков.

Повороты на байдарке

Для поворотов применяют различные приемы:

  • Крен в сторону, который направлен в противоположную повороту сторону (используется в тихой воде).
  • Выполнение гребков перемещения с разной силой. При этом со стороны поворота производят самые слабые гребки.
  • Изменение хвата весла. При этом удлинение выполняется с внешней стороны поворота.
  • Осуществление дугообразных гребков, направленных от носа байдарки. Они производятся с внешней стороны поворота.

Профессионалы используют и другие приемы поворотов (отталкивание, боковое притяжение, зацеп).

Узнайте, как построить байдарку своими руками!

Крен – это специальный прием работы веслом. Он создает оптимальное положение байдарки относительно воды и обеспечивает ее устойчивость. Благодаря ему увеличивается ее маневренность. В его выполнении важнейшую роль играет работа бедрами.

Работа с веслом

При этом корпус человека расположен вертикально. Благодаря движениям бедер и таза гребец накреняет байдарку так, как ему нужно. Этот прием используется при проведении маневров, особенно необходимых на крутых витьеватых спусках горных рек.

Главный принцип крена – подставлять под поток воды не борта байдарки, а ее дно. При крене веслом работают сильнее с той стороны, куда накренено судно.

Безопасная техника гребли на байдарке

Водный спорт и туризм связаны с большой опасностью для человека. Для обеспечения его безопасности необходимо снабдить гребца индивидуальными спасательными средствами такими, как спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные шлемы.

Новичкам не рекомендуется заплывать слишком далеко от берега и проходить бурные воды рек. Перед посадкой в байдарку необходимо тщательно проверить все снаряжение на исправность. Плаванье группами позволяет повысить безопасность гребцов.

Остались вопросы? Посмотрите обучающее видео!

Post Views: 6 723

Что лучше?

На этот вопрос можно ответить, только определившись с целями и интересами покупателя.

  • На чём легче плавать? Из трех описанных видов гребных лодок легче всего освоить управление байдаркой, чуть сложнее – каяком (особенно спортивными его разновидностями). Наиболее трудно дается управление каноэ – тут нужно ловко орудовать веслом с одной лопастью. Если вы не планируете становиться профи, и ваша цель – отдохнуть на воде, ваш выбор – байдарка.
  • Комфорт гребцов. В прохладную погоду теплее и суше в каяке.
  • Что интереснее? Если ваш интерес – спорт, выбирайте каяк или каноэ, если туризм – байдарка станет вашей верной спутницей на коротких или дальних переходах. Не определились с конечной целью? Можно купить универсальную надувную байдарку, например, «Вега-2» для экипажа из двух человек, которая одинаково хорошо подойдет для автономного похода, сплава, рыбалки или прогулки по реке.

Чтобы определить, что для вас лучше – байдарка или каяк, решите, в каком составе вы планируете отправляться в водное путешествие. Учитывайте также то, что выпускаются лодки разного назначения. Выделяют спортивные модели каяков для слалома (олимпийский вид спорта), фристайла, родео. Есть каяк для плавания по морю, он называется сияк.

Читайте также:  Лучшие стратегии на настольный теннис

Если ваша цель – полное уединение с удочкой, выбирайте надувную модель с держателем для спининга, подстаканниками и прочими удобствами. Отличный вариант для рыбной ловли в «диких» местах – «Щукарь-310» весом всего 7 кг. А для большего комфорта его можно оснастить держателем для удочки. Нужна лодка для дайвинга? Выбирайте модель с открытой декой.

Купить байдарку или каяк?

Компания «ТаймТриал» является ведущим производителем надувных лодок в России. Выбирайте стандартное изделие или заказывайте индивидуальную комплектацию. При выборе каяка или байдарки вас могут заинтересовать следующие опции:

  • Система самоотлива – убирает воду из кокпита, особенно актуальна для сплава по бурной реке, при сильных волнах. Дека и юбка – защищают от воды и ветра.

  • Система регулирования положения днища.

  • Транцы – крепления под лодочный мотор.

  • Усиление нижней и боковой части – дополнительный слой ПВХ-ткани, рекомендовано для путешествий по водоемам с каменистым дном.

  • Надувное дно «Аэрдек» — жесткость днища, схожая с жестким пайолом, защита от холода.

  • Держатели для удочек и вещей, в т.ч. аккумулятора или эхолота, для надувных лодок.

Какой бы ни была цель покупки надувной лодки, важно, чтобы она прослужила долго. Оборудование компании «ТаймТриал» изготавливается из качественного ПВХ европейского производства по лучшим современным технологиям. Любая наша лодка рассчитана на период эксплуатации не менее 10 лет. Есть модели ля частного и коммерческого использования. Остались вопросы? Задавайте их на сайте или звоните нам!

Инвентарь и экипировка

Байдарки и каноэ должны иметь как можно меньший вес, поэтому производят их из карбона или пластика. Байдарка одиночка должна весить 12 кг, байдарка-двойка должна весить 18 кг, байдарка-четверка весит около 30 кг. Каноэ весят на несколько килограмм тяжелее, чем аналогичные байдарки.

Инвентарь и экипировка

В байдарке предусмотрена регулируемая пластиковая седушка («сляйд»). Ноги спортсмена упираются в специальный упор, рядом с ним находится рулевая палка (Т-образная конструкция). Для сравнения, в каноэ спортсмен сидит на одном колене. Под колено обычно подкладывается мягкая подушка. Стопа также упирается в упор.

Весло для гребли на байдарках и каноэ производится из карбона и весит менее килограмма. Весло для байдарки имеет 2 лопасти в форме ложки, которые присоединяются на саму палку. Такая конструкция весла позволяет загребать больше воды, а, следовательно, увеличивает силу гребка. У весла для каноэ всего одна лопасть прямоугольной формы. Другой ее конец представляет собой ручку, которая находится перпендикулярно по отношению к палке.