Историческое развитие велоспорта

Тот вид, в котором мы знаем велосипед сейчас, это средство передвижения обрело далеко не сразу. Хотя каждый из нас привык относиться к его существованию, как к должному, история изобретения велосипеда прошла долгий и тернистый путь перед тем, как предстать в привычном для нас виде.

Мифы о создании велосипеда

Существует множество мифов по поводу первенства в его разработке, и лидерство удерживает известнейший изобретатель Леонардо да Винчи со своим учеником Джакомо Капротти. Не так давно были якобы обнаружены зарисовки того средства передвижения, которое заслужило любовь и признание в нынешнем веке. Но это остаётся всего лишь мифом, так как многие считают данную информацию фальсификацией, не имеющей ничего общего с действительностью. Хотя некоторые энтузиасты создали вполне рабочую модель по этим эскизам.

Следуя хронологии, следующий миф гласит о том, что некий граф де Сиврак в 1791 году изобразил человека на подобии самоката, прозванной «потешной лошадкой».

Ещё одна легенда касается отечественных просторов, и гласит о некоем крепостном умельце Ефиме Артанове, что жил на Урале, в Тагильском посёлке, который разросся и известен как г. Нижний Тагил. Миф гласит, что на этом изобретении он одолел 2000 вёрст до Москвы, дабы удивить царя по приказу его хозяина, некого Акинфия Демидова. Что у него якобы получилось, и он получил за это свободу для себя и своей семьи. Остался даже тот самый велосипед, но химический анализ выявил то, что это подделка, что была сделана не раньше 1870 года. Да и описание этого события, что найдены в рукописях В. Д. Белова, не совпадают с датами из официальных хроник. Есть мнение, что основой для создания мифологической личности Артамонова был использован вполне реальный человек — некий изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, тоже крепостной, получивший свободу за факт создания дрожек с верстометром и музыкальным органом в 1801 году.

Введение

ЧЕЛОВЕК — общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно-исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, в течение сотен лет не достиг современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (человек разумный).

Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы — системы условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

Но это не только большой плюс, но и минус человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что все его, в прошлом естественные навыки приобрели характер чего-то выдающегося. Появившиеся машины, поезда и самолеты, бесспорно, облегчили возможность передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться естественным путем.

Все большее количество людей в настоящее время ведут борьбу за здоровый образ жизни, поскольку физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни. Такие виды спорта как бег, ходьба на лыжах, плавание, велосипед не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что позволяет с большой долей вероятности избежать многих заболеваний в будущем. Можно заниматься любым видом спорта только в целях активного отдыха, развлечения и укрепления здоровья и не ставить перед собой задачи достижения высоких результатов и участия в соревнованиях.

Спортивные развлечения — прогулки пешком, верхом, на лыжах, на велосипеде и другие должны быть строго дозированы в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий, в которых они проводятся.

История возникновения

В мире

Велосипедный спорт неимоверно молод, если сравнивать его с легкой атлетикой, бегом, плаванием и состязательной стрельбой. По сути, его история — это и история самого «спортивного снаряда». Намерение перемещаться на колесах, используя только собственную физическую силу ездоков, посещало людей уже в древности. Но только в XIX веке успехи механики и промышленности позволили создать необходимую материальную базу. В первой половине позапрошлого столетия, однако, существовали или несравненно тяжелые (свыше 40 кг) велосипеды, или немногим более легкие «костотрясы».

Те и другие одинаково мало годились для соревновательных заездов. Первое достоверно известное соревнование на велосипедах состоялось в последний весенний день 1868 года в парке парижского района Сен-Клу. Для гонок вынужденно использовали «костотрясы» и проезжали на них десятки километров. Это было настоящим мучением для гонщиков.

История возникновения

Так, победитель первых шоссейных гонок Париж-Руан преодолел дистанцию 120 км за 10 часов 45 минут.

По современным меркам такая скорость особо не впечатлит и спортивных ходоков. Вскоре появились более легкие и скоростные машины «пауки». Именно на таком велосипеде было совершено первое кругосветное путешествие со средней скоростью 60 км за сутки. Но и «пауки» были только компромиссным решением — от ничтожного толчка они опрокидывались. Спортсмены очень скоро от них отказались, чему поспособствовало создание в 1885 году пустотелой пневматической шины.

Фактически, только с этого момента можно отсчитывать историю велоспорта в современном смысле. Уже через несколько лет появляется разделение на категории ездоков, а в 1890-е годы проводятся даже мировые чемпионаты. На первых Олимпийских играх современности велоспорт сразу оказался в числе дисциплин. Причем уже тогда состязались в 5 типах заездов по треку и в шоссейных гонках. Но устоявшейся олимпийской велосипедной программы очень долго не было.

Когда отмечают день рождения велосипедного спорта

День велоспорта во всем мире принято отмечать 31 мая. Столь привычное в наши дни и, кстати, экологически безопасное транспортное средство как велосипед, было создано в XIX веке. Тогда же оно было использовано для спортивных состязаний, которые стали привлекать сотни и тысячи зрителей по всему миру.

История праздника

Праздничная дата была выбрана неслучайно: конец весны 1868 года ознаменовался первой в истории велогонкой. Площадкой для проведения велосостязаний был избран старинный парк в предместье Парижа. Победителем соревнований на дистанции протяженностью 2000 м стал 19-летний британец Джеймс Мур. Вести об увлекательной гонке прокатились триумфальной волной по Парижу. «Велофурор» спровоцировал страстное желание к их дальнейшему проведению, которое не иссякает и по сей день.

На следующий год после нашумевшей парижской гонки стартовали первые шоссейные велогонки с финишем в Руане. Их дистанция составила уже 120 километров. Соревнования приобрели международный масштаб. Ряды спортсменов-велосипедистов пополнили 2 женщины. Победителем «гонки века» стал небезызвестный сэр Мур. Средняя скорость лидера на всем этапе (с пешими переходами и подъемами велосипеда на холмы) составила около 11 км/час. По современным меркам это темп спортсмена-пешехода.

Но и транспортные средства тогда были другими. Их конструкция из-за разного диаметра колес внешне напоминала паука. Переднее колесо для увеличения быстроходности было огромным – около 180 см, заднее – всего 30 см. Вес был тяжелый, амортизаторы отсутствовали. Чтобы управлять ретровелосипедом, требовалась «ловкость обезьяны и сила слона». Через 6 лет был установлен первый мировой рекорд скорости для «нестандартного» велосипеда – 34 км/час.

Сложная шоссейная велогонка по маршруту Бордо – Париж состоялась в 1891 году. В свою очередь, в Российской империи первая велогонка на 1,5 версты прошла жарким июльским днем 1883 года на московском аэродроме. Выиграл ее Юрий Блок с результатом 3 минуты 38 секунд. А легендарная гонка «Тур де Франс» стартовала уже в 1903 году.

Как велодороги развивались в Европе

История говорит, что первые специальные дороги для велосипедов появились в самой велосипедной стране — Нидерландах, где количество велосипедов превышает число жителей этой страны. Пылкая любовь голландцев к двухколесным братьям обусловлена особенностями развития транспортной сети этой страны.

Когда по всей Европе строились дороги для конных экипажей, Голландия в этом направлении отставала на долгие годы. Произошло это из-за того, что пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись с помощью водного транспорта. К тому же тогдашние технологии строительства сухопутных дорог не позволяли строить их условиях местного мягкого грунта.

Поэтому власти страны не сосредотачивали на этом направлении своё внимание. Только в начале 19-го века Наполеон, завоевавший Голландию издал приказ построить сеть дорог в стране для удобного передвижения войск.

Но в 1813 году французы ушли из Голландии и приказ не был выполнен до конца. Некоторые участки дорог все-же успели построить. Но ими редко пользовались из-за плохого качества брусчатки. Когда появились железные дороги про них вообще практически забыли.

Так получилось, что отсутствие стандартной для всех европейских стран транспортной сети, особенно в сельской местности способствовало жителей Голландии массово использовать велосипеды. Главной причиной была экономическая целесообразность их использования. К концу 19-го столетия велосипеды повсеместно завоевали страну.

Самая первая велосипедная дорога появилась в Голландии в 1885 году. Вначале ее использовали для велогонок. После 1890 года начали массово строить велодороги для обычных граждан на велосипедах.

Те отрезки дорог, которые были построены по приказу Наполеона не подходили для велосипедных поездок, поэтому велодорожки строили вдоль обычных грунтовых и брусчатых дорог, а повозкам и каретам запретили по ним передвигаться. Извозчики часто нарушали это правило и имели проблемы с законом из-за того, что велодороги были качественней тех, которые предназначались для них.

Велодороги приходили в негодность из-за передвижения по ним гужевого транспорта, поэтому в 1905 году власти ужесточили наказание за нарушение закона извозчиками вплоть до уголовной ответственности.

В голландских городах велодорожки начали строить позже, чем в сельской местности — только в 40-х годах прошлого века, когда на улицах появилось много автомобилей. Правила дорожного движения были примитивными и водители часто наезжали на велосипедистов, поэтому власти страны решили отделить их друг от друга.

В других европейских странах, к примеру в Германии, к велодорогам пришли намного позже, потому что автомобиль для немцев долгое время был намного важней велосипеда. Там долгое время считали, что велосипедисты являются помехой машинам.

Читайте также:  10 упражнений, которые исправят последствия сидения весь день в офисе

С развитием автомобилей и роста их скоростей и после множества несчастных случаев с велосипедистами в 1926 ввели закон о разделении полос движения автомобиля и велосипеда. В других европейских странах появлению велодорог как и в Германии способствовало мнение, что велосипедисты не должны мешать автомобилям.

В конце 20-го века проблемы экологической безопасности, а также на фоне велосипедного бума строительство велодорог начало развиваться огромными темпами. Власти многих европейских городов хотят при помощи велодорог решить проблемы транспорта и улучшить экологию.

Также читать на эту тему:

Дания велосипедная. Самое интересное, что расплачиваться за строительство новых велодорог будут водители автомобилей. Проект будет реализован за счёт средств, вырученных с налога, который взимается за въезд машин в Копенгаген…

Велотуризм в Чехии. В Чехии провоз велосипеда в транспорте бесплатный, или стоит недорого. По трассам находится много кемпингов, где можно остановиться и переночевать. Чехия является горной страной…

Европейская велосипедная сеть EuroVelo. Общая длина велотрасс более 70 000 км. В настоящее время полноценной велосипедной трассой (вернее отрезком трассы), имеющую всю инфраструктуру для велосипедистов является Прага – Париж, открывшаяся в Апреле 2008 года…

Велосипедная трасса Прага – Париж. Создать такую дорогу для велосипедистов первыми предложили немцы в 2001 году. На 70 % дорога уже состояла из отдельных участков, пригодных для поездок на велосипеде, их только необходимо было соединить между собой…

Дороги для велосипедистов. В Европе давно уже определены и систематизированы термины, которые дают характеристику дорог, по которым передвигаются велосипедисты. Существует общий термин велодорога – это…

Развитие велоспорта

Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников.

Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо — Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

Развитие велоспорта

Побеждает онкологию

  • В одном долгосрочном исследовании было обнаружено, что мужчины занимающиеся велоспортом со средней нагрузкой по крайней мере 30 минут в день, подвергались риску онкологических заболеваний на 50 процентов меньше тех, кто не занимался спортом.
  • В статье в журнале British Journal of Cancer продемонстрировано, что, чем больше времени тратится на велоспорт, тем меньше возможность развития онкологического заболевания.
  • Умеренная физическая активность помогает соотносить количество потребляемых калорий с их числом, необходимым для исключения ожирения. Таким образом, можно избежать 13 видов рака, возникающих в результате ожирения!