Как правильно переключать передачи (скорости) на мотоцикле?

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент Вашего прочтения, законы очень быстро обновляются, дополняются и видоизменяются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в социальных сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Начало движения автомобиля

Выделяются несколько основных этапов:

  1. Перед началом движения автомобиля проверяем положение рычага КПП. Если включена первая передача, то выжимаем педаль сцепления и переключаемся в нейтральное положение (нейтраль)
  2. Отпускаем сцепление. Вторая нога на тормозе. Заводим двигатель
  3. Делаем выжим сцепления и включаем первую передачу, переводим селектор коробки в положение «1». Этой цифрой на рычаге обозначается первая скорость. Нога остается на педали сцепления
  4. Отпускаем педаль тормоза
  5. Плавно ослабляем нажим ноги на сцепление. Отпускаем педаль до момента схватывания коробки с двигателем.
  6. Делаем небольшую паузу. При этом авто начнет немного потряхивать. Почувствуется легкая дрожь на руле и рычаге КПП. Вы услышите изменения в звуке роботы мотора, обороты двигателя по тахометру снизятся. В этом момент машина еще будет стоять на месте
  7. Продолжаем плавно отпускать сцепление. В этот момент нужно чувствовать, с какой скоростью ослаблять педаль. Если чуть резче – машина дернется и заглохнет. Ничего страшного, если не получится с первого раза. Это чувство обязательно придет с опытом.
  8. Если все хорошо и машина тронулась с места, добавляем немного газа
Начало движения автомобиля

Продолжаем движение и подходим ко второму случаю, когда должно происходить переключение. Да, вы можете ехать и на первой скорости, но при этом двигатель будет сходить с ума, обороты тахометра уйдут в красную зону. Если ехать на первой передачи, то расход топлива будет сумасшедший, водители КАМАЗОВ не позавидуют.

Органы управления на мотоцикле

У мотоцикла есть снизу слева(в 99% случаев) коробка передач под ногой. Вот так примерно выглядит коробка:

Органы управления на мотоцикле

То есть вы левой ногой, нажимая на лапку коробки передач, переключаетесь на первую передачу. Но на некоторых мотоциклах, например пит-байках, первая передача находится сверху, а нейтралка снизу.

1 — кик-стартер; 2 — рычаг переключения передач (лапка КПП) ; 3 — рычаг сцепления; 4 — рычаг декомпрессора(на старых мотоциклах есть только); 5 — переключатель указателей поворота; 6 — кнопка звукового сигнала; 7 — переключатель света фары; 8 — манетка пускового обогатителя(обычно он под бензобаком); 9 — выключатель света; 10 — аварийный выключатель двигателя; 11 — рычаг переднего тормоза; 12 — ручка «газа»; 13 — педаль заднего тормоза; 14 — подножки.

Органы управления на мотоцикле

Зачем нужно переключать передачи

Знание о том, как переключать передачи, является базовым для любого человека, который только приступает к осваиванию мотоцикла. В самом переключении нет ничего сложного. Но для начала следует понять ту принципиальную роль, которую играет передача крутящего момента в движении мотоцикла.

Как переключаются передачи на мотоцикле

  1. Ослабляем газ.
  2. Выжиманием сцепление.
  3. Понижаем передачу (-1).
  4. Отпускаем сцепление.
  5. Газуем для дальнейшего движения или тормозим для остановки.
  6. После остановки устанавливаем передачу в нейтральное положение.

Толкните рычаг вниз от второй передачи, удерживая сцепление. Без сцепления будет сложнее попасть на нейтральную скорость. Посмотрите на панель инструментов: загорелся ли соответствующий индикатор (обычно зеленый)? Если вы промахнулись и попали на первую, используйте край обуви: этого усилия хватит для переключения.

Скоростные диапазоны движения

Начнем по порядку. Самым первым правилом, которое Вы должны запомнить: при переходе на другую передачу обязательно сначала идет выжим сцепления. Педаль отпускается уже после того, как включена нужная скорость. Новичкам трудно бывает сориентироваться, и во время переключения они теряют контроль за транспортным средством.

Читайте также:  Как научиться кататься на коньках самостоятельно с нуля

Для того, чтобы вовремя менять передачи, сделать движение автомобиля более динамичным и экономичным, была разработана шкала так называемого скоростного диапазона. Итак существует следующая градация, которая подсказывает, когда и на какой скорости мы переводим рычаг КПП в следующее положение.

Скоростные диапазоны движения
  • 1‑я передача, режим движения от 0 до 20 км/час;
  • 2‑я, 20–40 км/час;
  • 3‑я, 40–60 км/час;
  • 4‑я, 60–80 км/час;
  • 5‑я, свыше 80 км/час.

Однако указанные скоростные ограничения применимы к автомобилям без транспортируемых грузов и при движении на дорогах с обычным дорожным покрытием. Если Вы движетесь по бездорожью или автомобиль дополнительно нагружен, то переключать скорости нужно немного позднее, давая машине возможность хорошего разгона. Особенно это касается ситуаций, когда приходиться взбираться на крутой подъем.

Переключение передач на мотоцикле

02 декабря

  • LiveJournal
  • Новички, только осваивающие азы вождения и управления мотоциклом, с восхищением смотрят на то, как мотоспортсмены умело и бесшумно переключают передачи на мотоцикле. И у них возникает непреодолимое желание научиться такой же безупречной технике управления своим транспортом. Но зря они думают, что это настолько сложно. Научиться этому просто.

    Большинство мотоциклов оборудованы последовательной коробкой передач. Поэтому основные принципы всех действий схожи.

    Переключение передач на мотоцикле различается «вверх» и «вниз».Первое из них означает, что вам нужно включить более высокую передачу. Для этого вы включаете первую передачу, и таким образом повышаете скорость мотоцикла, а после этого постепенно переключаетесь на следующую передачу в такой последовательности:

    •  Быстро сбрасываете газ, обороты двигателя понижаются. Одновременно выжимаете рычаг сцепления.
    •  Включаете следующую передачу.
    • Сцепление нужно отпустить; Одновременно с этим добавляете газу и повышаете обороты.

    Любое переключение передачи на более высокую происходит в этой последовательности.

    Для включения низкой передачи используется переключение «вниз». Это делается при необходимости повышения мощности заднего колеса, например, поднимаясь в гору. Какова последовательность действий в этом случае?

    • Сбрасываете газ.
    •  Нажимаете рычаг сцепления.
    •  Теперь нужно включить низкую передачу.
    •  Отпускаете сцепление.
    •  И в это же время быстро добавляете газу.

    Если вы хотите замедлить ход мотоцикла или остановить его, газ необходимо сбрасывать до того, как начнете выжимать сцепление. Тормозите до переключения с первой на вторую передачи.

    Последовательность действий при троганье с места:

    1. занять правильную посадку; 
    2. выжать сцепление; 
    3. включить 1-ю передачу;
    4. немного прибавить «газ»;
    5. медленно отпустить сцепление;
    6. регулировать скорость только ручкой «газа».

    Как правильно переключать передачи на мотоцикле

    Все движения, которые вы проводите с педалями, должны быть плавными, чтобы не вывести из строя трансмиссию.

    Переключая передачи, переключайте за один раз одну скорость. Перескакивать не желательно.

    Чтобы понять, как переключать передачи на мотоцикле, нужно внимательно изучить органы управления. Существуют мотоциклы с механической трансмиссией и полуавтоматической.

    Способ первый

    Переключение передач на мотоцикле

    Мотоциклы с механической трансмиссией. Все действия в этом случае происходят в следующей последовательности. Набираете скорость. Убираете газ. Включаете сцепление. Нажимаете педаль переключения передач. Отпускаете сцепление, затем педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы завести мотоцикл, ставите его на нейтральную скорость. После этого убираете газ и выжимаете сцепление, одновременно включая первую скорость. Убрав ногу с педали передач, поддаете газу и отпускаете сцепление. Теперь добавляете газу.

    Чтобы повысить передачи, нужно убрать газ, включить сцепление и нажать педаль переключения передач. После этого отпускаете сцепление, отпускаете педаль переключения и добавляете газу.

    Чтобы понизить передачи, нужно убрать газ и включить сцепление. После этого резко добавить газу, и когда обороты начинают падать, нажимаете на педаль переключения передач. Отпускаете сцепление и педаль переключения и добавляете газу. После того, как мотоцикл остановится, не забудьте поставить его на нейтральную скорость.

    Способ второй

    Мотоциклы с полуавтоматической трансмиссией. На этих мотоциклах переключение скоростей происходит проще. Убираете газ и переключаете скорость. Сцепление и коробка передач здесь соединены.

    Перед тем, как завести двигатель, поставьте свой байк на нейтральную передачу. Для того, чтобы включить первую скорость, нужно убрать газ и нажать рычаг переключения передач вниз.

    Читайте также:  Обзор: Отличия шоссейных велосипедов и их подтипы

    Для повышения передачи нужно убрать газ, а рычаг переключения передач поднять вверх. Для понижения передачи газ, наоборот, нужно поддать и сразу убрать руку с газа. Когда обороты начнут падать, переключить скорость и добавить газу.

    Теперь вы знаете, как на мотоцикле переключать скорости.

    Все скорости мотоцикла и его максимальная скорость

    Максимальная скорость мотоцикла зависит от того, какова мощность байка и передаточные числа привода. Мотоциклы разных кубатур могут достигать скорости от ста сорока километров до трехсот сорока километров в час.

    Не нужно превращать максимальную скорость вашего байка в самоцель. Гораздо важнее то, насколько ваш мотоцикл динамичен в рамках всех возможных для него скоростей.

    Для улучшения возможностей мотоцикла можно увеличить или уменьшить передаточные числа. Например, для городских улиц максимальная скорость не выше 220 км/час.

    В этом случае подбирают так передаточные числа, чтобы на этой скорости шестая передача выкручивалась в отсечку. Мотоцикл получит столь важную для него динамику.

    Для гонок по трассе передаточные числа подбираются немного иначе, чтобы использовались все шесть передач, до достижения максимальной скорости до 280 километров в час.

    Замена передаточных чисел считается наиболее дешевым тюнингом, и на износ мотоцикла не влияет.

    Обороты двигателя и переключение передач

    Тахометр на приборной панели, если он есть, является одним из самых наглядных «помощников» правильного переключения передач на механике. Главное знать основные принципы, как по нему ориентироваться. Для этого условно разделим шкалу тахометра автомобиля со стандартным бензиновым мотором на следующие зоны:

    1. 0-850 об/мин — в этом диапазоне двигатель либо не работает вовсе, либо делает это неустойчиво, с перебоями, задыхаясь и кашляя.
    2. 850-950 об/мин — так называемые холостые обороты, которые нужны, чтобы прогревать двигатель, диагностировать его, стоять в пробке или на перекрёстке и так далее.
    3. 950-2000 об/мин — низкие обороты, на которых крутящий момент вырабатывается крайне низкий, а потому ездить на них не стоит.
    4. 2000-3500 об/мин — оптимальный диапазон для езды, причём, верхний предел является точкой максимально возможного крутящего момента.
    5. 3500-∞ об/мин — высокие обороты, при которых крутящий момент уже не растёт, а расход топлива ещё как.

    Стоит уточнить, что в зависимости от марки и модели автомобиля верхний предел оптимального для езды диапазона — немного разный. К примеру, на отечественных автомобилях ВАЗ это 3000 об/мин, а на некоторых иномарках доходит до 4500 об/мин. У дизелей показатели поскромнее. Для своей машины эту цифру можно узнать из технических характеристик. В пункте, в котором указано, при каких оборотах конкретный силовой агрегат развивает максимальный крутящий момент. Далее в примерах будет фигурировать цифра 3000 об/мин, так как она актуальна для большинства легковых машин с бензиновыми двигателями.

    Из рассмотренного списка следует, что правильным переключением передач будет такое, при котором обороты двигателя не будут выходить за пределы оптимального диапазона. То есть, примерно так. Включили первую передачу, тронулись и разгоняемся до тех пор, пока двигатель раскрутится до 3000 об/мин. Это самое время, чтобы переключиться на следующую, то есть, на вторую передачу. Дальше ускоряемся по аналогичному принципу.

    Чтобы замедлиться, действуем ровным счётом наоборот. Допустим, едем мы на пятой передаче и на тахометре 2800 об/мин. Сбрасываем «газ» до тех пор, пока стрелка не опустится до 2000 об/мин. Это самое лучшее время, чтобы включить передачу пониже, то есть, четвертую. Если же нам надо сбросить скорость до какой-то минимальной, то четвёртую включать необязательно. При замедлении передачи вполне можно, и даже нужно, перескакивать, сопоставляя с ними скорость движения.

    Нужно ли оставлять мотоцикл на передаче во время парковки

    Нормально оставлять мотоцикл на нейтральной передаче, когда вы паркуетесь на ровной местности. Если же есть склон, следует включить первую передачу, чтобы предотвратить смещение боковой или центральной подножки.

    Даже людям очень далеким от авто и мототехники известно, что для движения любого транспортного средства необходимо «переключать передачи». Иногда этот процесс еще называют «переключением скоростей», что не совсем корректно, но в целом отражает содержание взаимодействия двигателя внутреннего сгорания с колесами.

    Читайте также:  Бег на длинные дистанции: техника, дыхание и выносливость

    Знание о том, как переключать передачи, является базовым для любого человека, который только приступает к осваиванию мотоцикла. В самом переключении нет ничего сложного. Но для начала следует понять ту принципиальную роль, которую играет передача крутящего момента в движении мотоцикла.

    Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.

    Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:

    • большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
    • при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.
    Нужно ли оставлять мотоцикл на передаче во время парковки

    И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.

    Максимальный крутящий момент обеспечивает 1 скорость. С возрастанием порядкового номера передачи крутящий момент уменьшается. Но все равно скорости с 1 по 3 считаются низшими и позволяют ехать небыстро, но преодолевать большее сопротивление. Передачи с 4 по 6 считаются высокими.

    На высоких передачах можно двигаться с максимальной скоростью, но абсолютно невозможно тронуться с места, т.к. на колеса не будет передаваться необходимая для этого сила.

    Таким образом, потребность в дифференцированной передаче крутящего момента от двигателя к колесам приводит к необходимости специального передаточного механизма – трансмиссии или коробки передач.

    Как правило, у мотоцикла 6 передач. Плюс 1 нейтральная. Скорости переключаются педалью с левой стороны. Для этого в зависимости от модели мотоцикла, а также от того, нужно ли нам поднять или снизить скорость, ее приподнимают или на нее нажимают.

    На большинстве мотоциклов переключение скоростей производится по такой схеме:

    1. Из нейтральной передачи в первую осуществляется нажатием на педаль.
    2. Повышение до всех последующих скоростей осуществляется приподниманием педали.
    3. Понижение передач с высшей до 1 совершается путем нажатия на педаль.

    Переключение скоростей осуществляется при выжатом сцеплении и сбавлении (или сбросе) газа.

    Как переключать передачи вверх:

    1. Ослабляем газ.
    2. Выжиманием сцепление.
    3. Повышаем передачу (+1).
    4. Отпускаем сцепление.
    5. Газуем.

    Схема переключения скоростей вниз:

    1. Ослабляем газ.
    2. Выжиманием сцепление.
    3. Понижаем передачу (-1).
    4. Отпускаем сцепление.
    5. Газуем для дальнейшего движения или тормозим для остановки.
    6. После остановки устанавливаем передачу в нейтральное положение.
    Нужно ли оставлять мотоцикл на передаче во время парковки

    Как переключаются передачи вниз в случаях, когда необходимо перескочить на более чем 1 скорость (напр., в случае торможения):

    1. Ослабляем газ.
    2. Выжиманием сцепление.
    3. Резко перегазовываем.
    4. Понижаем передачу (-2/-3) на падающих оборотах двигателя.
    5. Отпускаем сцепление.
    6. Газуем или тормозим в зависимости от конкретной ситуации.

    Все действия, выполняемые при переключении скорости, необходимо проводить быстро, но плавно. Сбрасывание газа и выжимание сцепления должно производиться одновременно. Если пауза будет долгой, то мотоцикл заглохнет.

    Если, наоборот, выжимание сцепления будет предшествовать сбросу газа, байк заревет и при последующем переключении скорости начнет дергаться.

    Переключать передачи нужно в ходе прямолинейного движения. Прежде чем входить в поворот, следует разобраться со скоростью.

    Когда вы освоите базовое переключение скоростей на мотоцикле, вы увидите, что в некоторых случаях сцепление может не использоваться. Например, при значительных оборотах двигателя достаточно просто нажимать педаль переключения передач вверх.

    Контроль рычага

    Профессиональные водители практически всегда держат правую руку на рычаге передач, но при этом, если внимательно посмотреть, они не давят на набалдашник и не используют ручку как подлокотник. Новички плотно хватают ручку и сильно давят на нее.

    Контроль рычага

    Когда новичок неосознанно использует рычаг как средство упора, происходит постепенное расшатывание коробки. Система синхронизаторов теряет необходимую плотность, ручка болтается в коробке, а это всегда дорогостоящий ремонт, потому что приходится проводить диагностику всей трансмиссии и менять практически все шестерни.