Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

Для каждого человека важно умение плавать. Оно способствует объективной оценке ситуации и уменьшению риска опасности для жизни. Подобный навык просто необходим для людей, чья профессиональная деятельность связана с водой. Для профессиональных спортсменов плавание – главная составляющая успеха.

Педагоги

Решетняк Валентина Арсентьевна – старший тренер по прыжкам в воду высшей квалификационной категории, мастер спорта СССР, отличник физической культуры и спорта России, Заслуженный тренер России. В Школе работает с 1975 года. За время работы в Школе подготовила 10 мастеров спорта России (Баев Семен, Выродова Наталья, Глушков Евгений, Иванов Василий, Лаврова Елена, Польшаков Евгений, Реброва Инна, Решетняк Алексей, Скачков Иван, Тишин Артем), 19 кандидатов в мастера спорта (Скоков Станислав). Ее ученик Кузнецов Евгений – серебряный призер ХХХ Олимпийских игр в , 4 место на XXXI Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, неоднократный чемпион и призер чемпионатов Мира, Европы, России, обладатель этапов кубков мира и России. За выдающийся вклад в развитие физической культуры и спорта в России и Ставропольском крае Валентина Арсентьевна награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и медалью правительства Ставропольского края «Герой труда Ставрополья».

 

Исаев Юрий Сергеевич – тренер по прыжкам в воду первой квалификационной категории работает в школе с 2008 года. За время работы в Школе его учащиеся: Скиданов Александр и Чернов Максим неоднократно становились победителями всероссийских соревнований по прыжкам в воду и призерами первенств России по прыжкам в воду. В 2017 году Степаненко Александр стал победителем первенства России по прыжкам в воду. Подготовил трех мастеров спорта России (Румянцев Александр, Дубина Владимир, Саркисян Лев)

 

Гайворонская Елена Михайловна – тренер по прыжкам в воду высшей квалификационной категории, Мастер спорта международного класса СССР, победительница первенств Мира, Европы, бронзовый призёр чемпионата СССР по прыжкам в воду. Работает в школе с 1993 года. За время работы в Школе подготовила пять мастеров спорта России (Зотов Валентин, Калоева Роксана, Матвеева Дарья, Степанова Екатерина, Костенков Максим), 21 кандидатов в мастера спорта (Беседина Екатерина, Каляндра Варвара, Карпухина Надежда, Ковалева Серафима, Костенков Максим, Макарова Милена, Мартынова Юлия, Матвеев Даниил, Мережко Ярослав, Мирошниченко Ульяна, Москалец Екатерина, Некляев Максим, Осипян Елена, Прокофьев Сергей, Скоркин Данил, Соболев Вадим, Степанова Вера, Степанова Надежда, Труфанова Яна, Халаенко Денис, Халаенко Юлия). Её ученик Зотов Валентин был победителем первенства России и занял четвёртое место на первенстве Европы по прыжкам в воду. В настоящее время ученики Елены Михайловны занимают призовые места на многих всероссийских соревнованиях

Читайте также:  Видеокурс “Как стать сноубордистом с нуля”! СТАРТ!

 

Семенова Инна Ивановна – тренер по прыжкам в воду первой квалификационной категории, мастер спорта СССР по прыжкам в воду работает в Школе с 1991 года. За время работы в Школе подготовила 10 кандидатов в мастера спорта (Акушанова Лаура, Акушанова Хадижат, Билоцкий Антон, Ковалева Дарья, Лютиков Олег, Максименко Софья, Попов Роман, Татаринцева Екатерина, Труфанова Яна, Шутченко Маргарита) и большое количество спортсменов массовых разрядов. Её воспитанники были победителями и призёрами чемпионатов Ставропольского края и всероссийских соревнований.

 

Исаева Виктория Александровна – тренер по прыжкам в воду без квалификационной категории, работает в школе с 2020 года с группами начальной подготовки по прыжкам в воду, а также вторым тренером в группах совершенствования спортивного мастерства и тренировочных группах тренера Исаева Ю.С.

Этапы

Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

Первый этап – общее представление

Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.

Освоение происходит постепенно, с поэтапным усложнением.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

Читайте также:  Гимнастика: история возникновения и развития в России

При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.

Этапы

Задачи этого этапа:

  • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
  • оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
  • устранение ошибок, отработка стиля в целом;
  • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.

Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.

Основные цели:

  • закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
  • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
  • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
  • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.

Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

Водные переправы

  1. Переправа вплавь. Используется при отсутствии каких-либо вещей в руках пловца, а также при отсутствии мешающей одежды (не спортивной экипировки). Применяется любая подходящая техника плавания. Если пловцу мешает одежда, то используется техника без выноса рук.
  2. Использование вспомогательных средств. Для передвижения по воде применяются поплавки, узлы, пластиковые изделия, совершаются движения кролем, руками – брассом, либо используется чистая техника брасса. Если применяются провода, веревки или длинные жерди, то одновременно используются и плавучие средства.

Все виды прикладного плавания широко используются в спасательных операциях. Правильная техника выполнения и соблюдение мер безопасности позволяют спасти утопающих, переправить их на берег, транспортировать различные предметы по воде в кратчайшие сроки.

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

  1. Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения учебно-боевой деятельности.
  2. Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе.
  3. В содержание занятий по спортивным играм включаются общеразвивающие и специальные упражнения без мяча и с мячом, упражнения по технике и тактике игры, двухсторонние учебно-тренировочные игры.
  4. В подготовительную часть занятия включаются строевые приемы, ходьба, бег различными способами, упражнения в передвижениях игрока, общеразвивающие упражнения, простейшие упражнения с мячами, подвижные игры и эстафеты.
  5. В содержание основной части занятия включаются упражнения по технике и тактике баскетбола, волейбола, гандбола, футбола (мини-футбола), регби.
  6. Подвижные игры на занятиях проводятся в подготовительной и основной частях. В подготовительную часть включаются игры, направленные на подготовку организма к предстоящей нагрузке. Продолжительность этих игр не должна быть большой. В основную часть занятия включаются игры без мяча и с мячом, направленные на совершенствование различных качеств военнослужащих, а также для овладения обучаемыми основами спортивных игр.