Морская практика для новичков. Яхтенные термины

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Классификация соревнований в парусном спорте

Все известные соревнования в мире парусного спорта делятся на такие виды:

1) По месту проведения плавания

  • кругосветные соревновательные плавания
  • океанические состязания на больших расстояниях
  • соревнования морского местоположения
  • плавания локального типа соревновательного плана

2) По типам и классификации яхтенных суден

Монотипные соревнования. Для участия в данной разновидности соревнований допускаются только те яхты, которые абсолютно полностью соответствуют всем техническим требованиям и правилам, имея только определенные размеры и конструкцию, которые регламентированы организацией, проводящей соревнования.

Соревнования макси-яхт. Для того, чтобы принять участие в этом состязании, необходимо иметь яхту длинной более 30-ти метров (более 100 футов).

Читайте также:  Да катитесь вы! Как выбрать одежду для сноуборда и горных лыж?

Соревнования суден, соответствующих специальной обмерной формуле. В этой гонке яхтенных суден можно принять участие при условии полного соответствия давно установленным параметрам по длине яхты, тоннажного водоизмещения и общей парусной площади, которая задает скорость яхте.

Соревнования крейсерских яхтенных килевых суден и швертботов. Здесь всегда участвуют только двух видов судна:

Крейсерские яхты – это плавающие суда, имеющие оснащение оборудованием и специальную укомплектованность, которые позволяют яхтам находиться длительное время на водном пространстве и совершать продолжительные автономные перемещения.

Швертботы – это суда, представляющие собой парусники, которые не имеют некоторого лишнего оборудования и постороннего технического оснащения, вместе с отсутствующим балластным килем. Такое снаряжение комплектуется только швертом, это плавник, который имеет выдвижную конструкцию и специальное назначение в виде препятствования при сильном ветре уклонению яхты от курса.

Гонки однокорпусных яхтенных суден.

Соревнования с участием одних только катамаранов (катамаран в переводе с тамильского означает «бревна, которые связаны»).

Состязания на тримаранах. Это трехпалубные парусные судна.

3) По профессиональному назначению

  • профессиональные соревнования на парусных суднах
  • состязания на парусниках любительского направления
  • гонки на парусных судах и яхтах, имеющих смешанный тип и направление

4) По экипажному составу

Одиночные соревнования парусных суден. Сюда входят яхты, которыми управляет только один человек, – капитан.

Командные состязания парусных суден. Парусники, которыми управляет целая команда моряков, в количестве от 2-ух до 40-ка или более членов экипажа, все зависит от серьезности и габаритов плавающего парусного судна.

Гонки возрастной классификации. В этой направлении соревнований принимают участие только профессиональные спортсмены, имеющие определенный возраст.

Соревнования, имеющие классификацию по полу. В одних соревнованиях участвуют только мужчины, а в других только женщины.

5) По протяженности дистанции

Этапные виды соревнований. В них расстояние от старта до финиша делится не несколько этапов или отрезков.

Рейсовые типы состязаний. Здесь яхты плавают по определенному маршруту, не имеющие по правилам остановок в портах.

6) Гонки по длине рейса

Короткие дистанции в состязаниях.

Длинные соревновательные дистанции.

7) Соревнования, делящиеся по видам правил проведения состязаний

Матчевые соревнования. Победитель определяется подсчетом общего количества очков, набранных во всех матчах.

Командные состязания. Определенное количество команд участников соревнуются друг с другом.

Гонки с пересадкой. Каждый участник проходит одну и ту же дистанцию на всех парусниках по очереди, которые принимают участие в соревнованиях.

Гандикапные соревнования. В данном виде гонок принимают участие суда из разных классов, а победитель определяется после демонстрации яхтами результатов, пересчитанных, учитывая гандикапные баллы, которые отображают характерные особенности индивидуально каждого судна.

По итоговым результатам прихода. Здесь победу получает тот парусник, который пришел первым на финиш.

Как видно из общей информации по классификации соревнований, парусный спорт имеет довольно обширные особенности и вполне естественно является довольно популярным видом спорта во всем мире, как отдельно взятой спортивной дисциплины.

&nbspПоделитесь в социальных сетях

Укладка этих видов парусов.

В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет полным курсом, либо, как это часто делают в гонках, при переходе с острого курса на полный. Постановка спинакера, площадь которого часто превышает обмерную площадь парусности, когда яхту раскачивает волнами и ветер рвет парус из рук, — дело нелегкое. Подобные виды парусов можно успешно поставить, если заранее приготовить его, уложив в определенном порядке в мешок . Делают это двумя способами.

Читайте также:  Как и где правильно научить ребенка играть в футбол с нуля

Первый способ укладки этого вида парусов. Раскинутый спинакер укладывают в мешок, начиная с середины нижней шкаторины, так, чтобы остались торчать из мешка сначала нижние углы паруса, а затем, после укладки оставшейся части, — фаловый угол. Все три угла осторожно, чтобы не перепутать, укладывают поверх спинакера. Задача матроса, который будет ставить спинакер, — правильно разобрать углы и заложить фал и брасы, не перепутав их. Уложенный спинакер можно ставить легко и без всякой задержки.

Второй способ укладки этого вида парусов. Разложенный спинакер постепенно, вертикальными складками собирают к центральному шву , в длинную колбаску. Затем укладывают змейкой, горизонтальными складками одна на другую в пакет по размеру мешка. При укладке пакета в мешок нужно два нижних угла оставить торчащими из-под пакета, а фаловый угол положить сверху.

Ставить эти виды парусов в яхтинге можно также двумя способами: от штага или от вант. Но об этом в следующей статье.

По материалам книги «Настройка парусов и такелажа» Ивар Дедекам

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ПАРУСНЫХ СУДОВ

Парусный спорт возник в странах, которые всегда славились мореплаванием — Англия и Нидерланды. Его зарождение тесно связано с профессиональным плаванием на небольших парусных судах, где преимущество в скорости позволяло успешно конкурировать, например, в рыболовстве или лоцманской службе. Спортивный интерес, возникший вследствие улучшения ходовых качеств таких парусных судов, а также проведение гонок между ними привели к появлению специальных судов, предназначенных исключительно для любительского плавания, которые стали называть яхтами. Это название происходит от голландского слова «jagie» — так в Нидерландах в XVII веке называли небольшие быстроходные одномачтовые судна. Широкое распространение увлекательных водных соревнований также заставило классификаторов разделить спортивные парусные яхты на типы.Классификация парусных спортивных судов (яхт) — это разделение парусных, спортивных, судов на классы в зависимости от размеров и их соотношений, влияющих на ходовые качества и мореходность этих парусных судов. Различают четыре основных класса парусных, спортивных судов (яхт): свободные классы; формульные классы; монотипы и гандикапные классы.Классы парусно-спортивных судов (яхт) непрерывно совершенствуются и изменяются и могут быть национальными и международными. Международные классы парусно-спортивных судов, привлекаемые на олимпийские регаты, называются «олимпийскими». По состоянию на 2012 год существуют шесть классов однокорпусных гоночных яхт: лодки класса Финн, лодки 470 класса, лодки класса 49er, лодки класса 49erFX, лодки класса Лазер-Стандарт, лодки класса Лазер-Радиал.

Отдельно из группы выделяется класс многокорпусных спортивных судов, получивший название Nacra 17. А также соревнования на досках с парусом для серфинга (виндсерфинг) имеют собственный класс — RS:X.Помимо вышесказанного существует понятие парусно-моторные суда — это суда, имеющие парусное вооружение и вспомогательную дизельную энергетическую установку, используемую для движения судна при безветрии, заходе (выходе) в порты, проходе узкостей (проливов, каналов) и тому подобное. Большинство парусно-моторных судов — небольшие промысловые, учебные и прогулочные плавсредства.

Читайте также:  Как научится, катятся на лыжах: советы новичкам

Литература

  1. Парусный спорт // Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / Кукушкин Г. И.. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — Т. 2. — С. 229-232.
  2. Борисов С. Ю. 300 лет (1718-2018). История парусного спорта России. — М.: Аякс-пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-94161-828-6.
  3. Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
  4. Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
  5. Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
  6. Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года (неопр.). Дата обращения: 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
  7. Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Архивировано 14 ноября 2017 года. Из истории спорта.
  8. Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (неопр.) (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Дата обращения: 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
  9. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
  10. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
  11. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
  12. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
  13. Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (неопр.) (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Дата обращения: 14 апреля 2017.
  14. Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.

Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Вот еще некоторые важные термины

Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз — просто кухня

Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Вот еще некоторые важные термины

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.