Перекидной прыжок — элементы фигурного катания

Международная школа фигурного катания разделяет обучение фигурному катанию детей на этапы развития. Данные характеристики развития юного фигуриста дают нам примерную картину физического развития фигуриста во время тренировочного периода.

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.

Многооборотные прыжки

Зубцовый Рёберный Заход слевой ноги1 Заход свнешнего ребра Заход сдвижения назад Одинарный(базовая оценка)2 Двойной(базовая оценка)2 Тройной(базовая оценка)2 Четверной(базовая оценка)2 Покорение четверного3мужчинами Покорение четверного3женщинами
Тулуп Да Нет Нет Да Да 0,4 1,3 4,2 9,5 1988[7] 2018
Сальхов Нет Да Да Нет Да 0,4 1,3 4,3 9,7 1998 2002[8]
Риттбергер Нет Да Нет Да Да 0,5 1,7 4,9 10,5 2016 Нет
Флип Да Нет Да Нет Да 0,5 1,8 5,3 11,0 2016[9] 2019
Лутц Да Нет Да Да Да 0,6 2,1 5,9 11,5 2011[10] 2018
Аксель Нет Да Да Да Нет 1,1 3,3 8,0 12,5 2018[11] Нет
Читайте также:  ТОП-10 лучших хоккейных коньков 2020 года

1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.

2 Данные на сезон 2019—2020 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 80 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной).[12]

3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.

Техника исполнения Заход на аксель и амортизация. Хорошо видно типичное для акселя торможение ребром. Лю Янь, Nebelhorn Trophy 2009, FS.[13]

Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:

  1. Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
  2. Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
  3. Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода[14]. В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
  4. Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
  5. Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.

Травматизм

Одиночное катание не намного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения.[15] Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.

Читайте также:  Горные лыжи nordica – Горные лыжи Nordica: модели и их особенности

Отличия

Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.

Зубцовые

Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.

Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.

Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах[16].

Рёберные Аксель.

Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.

Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.

Правила и снаряжение

На одно выступление выделяют 2 мин. 50 сек. За это время конкурсанты должны успеть показать свою программу, которая должна соответствовать всем стандартам и содержать в себе определенные элементы. Сложность тех или иных движений, входящих в программу выступления, определяется тренером, хореографами и самим спортсменом.

Большое внимание уделяется состоянию катка. Лед на нем должен быть идеально чистым и гладким. Высокое качество покрытия достигается с помощью применения специализированной техники. По регламенту установлено, что неровность поверхности не может превышать 5 миллиметров. Стандартная площадь льда составляет 180 м, бортики выполнены из пластика.

Коньки являются частью костюма, от которой зависит успех выступления. Спортсмены проводят в них много часов на тренировках и соревнованиях. Чаще всего для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются по индивидуальному заказу. У спортсмена замеряется стопа, чтобы обувь была удобна в носке. Ботинки делаются из толстой кожи и имеют язычок. Шнурки у коньков высокие. Лезвия производятся из карбоновой стали. Состоят они из двух частей:

Читайте также:  Лучшие видео уроки по плаванию – моя подборка
  • Зубцы на носике используются для толчков и выполнения некоторых элементов.
  • Вогнутая бородка необходима для обеспечения максимального скольжения по поверхности льда.
  • Спортсмены надевают яркие и красивые костюмы. Это необходимо для того, чтобы как можно точнее передать дух выступления и раскрыть основную идею программы.

    Все костюмы шьются на заказ из эластичной ткани. Женщины надевают платья с короткой юбочкой, а мужчины облачаются в узкие брюки.

    Прыжок шагом в художественной гимнастике

    Прыжок шагом в художественной гимнастике иногда называют широким прыжком или прыжок в шпагат. В процессе выполнения не сильно выражены какие-то типичные признаки.

    Основная задача прыжка – оттолкнуться одной ногой, задать направление телу вперед и приземлиться опять на одну ногу.

    Прыжок может предшествовать какому-то более сложному прыжку или быть завершающим элементом, после которого следует принять нужное положение ног.

    Развивать прыгучесть в художественной гимнастике начинают с самых первых занятий. Даже элементарный галоп нельзя сделать правильно без нужных навыков. При развитии высоты прыжка активно используют утяжелители.

    Во время выполнения упражнений не нужно гнаться за количеством – достаточно сделать 3-4 подхода по 5 повторений, но с максимальной отдачей и нагрузкой на двигательные суставы.

    Более сложно развить мышцы в бедрах и ягодицах, поэтому вместе с прыжками нужно постоянно растягиваться. Даже обычное подтягивание коленей к груди, в момент которой хорошо тянется задняя мышца бедра, будет в помощь.

    Первый этап развития прыгучести, как правило, несет в себе цель увеличить высоту прыжка. Затем упражнения начинают комбинировать с направленными на технику вращения и удержания равновесия после прыжка.

    В течение всего учебного процесса необходимо проводить промежуточные тесты – ставить цели выполнить 2-3 вида прыжка и оценить результаты.

    Ошибочно полагать, что прыгучесть развивается только у маленьких гимнасток и является каким-то врожденным талантом. На протяжении всей жизни в художественной гимнастике нужно развивать прыгучесть, и результаты будут действительно меняться.