Виды фехтования: описания, правила и техника

Фехтование — это техника владения холодным оружием, правила нанесения и отражения ударов.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Только в наше время за обоими видами оружия, за шпагами и за рапирами закрепился принцип действий, который отразился на спортивной квалификации снарядов.

Читайте также:  «Хочу в ралли!»: как попадают в автоспорт

Первые упоминания

Фехтование имеет весьма богатую историю, корнями, уходящую во времена до н.э. В Древних Индии, Японии, Китае люди обучались борьбе, вот только предметы у них в руках были самые разные. Кто-то учился на бамбуковых палках, а кто-то упражнялся с настоящим боевым оружием. В Древнем Египте для удобства и безопасности использовались палки с неким подобием рукоятки. «Хлеба и зрелищ!». Пылкая борьба воинов распаляла сознание публики ещё в Древнем Риме. «Доктора орудий» тренировали римских солдат, прививая им умение хорошо фехтовать. Древние греки решили не отставать от римлян и создали специальные школы, где обучали искусству владения оружием. Во времена Средневековья фехтование было очень популярно, но важную роль играла классовая неравность. Возможность фехтовать была только у крупных феодалов или же у королей. У простолюдинов оружие имитировали палки с железной оболочкой имли алебарды.

Первые упоминания

Искусство или спорт?

Появление фехтования в качестве искусства относят к XV веку, а родиной его считается Испания.

Первые упоминания

Фехтование галопом скакало по Европе. В Англии была создана специальная ассоциация, посвящённая фехтованию, а в Германии целая корпорация тренеров-преподавателей.В Италии фехтование получило распространение в XVI веке. Фехтовальщики очень серьёзно подходили к делу, поэтому теоретиками совместно с практиками (преподавателями по фехтованию) были разработаны целые курсы тренировок и принципы, на которых они строились. Оружие для фехтования выбиралось и создавалось по принципу практичности: воину необходимо было нанести удар или укол в тонкое отверстие между латами. Поэтому вырисовалась тенденция по сужению клинка, что «породило» шпагу и рапиру.

Во Франции фехтование шагнуло ещё дальше, парижане создали целую фехтовальную Академию. В XVIII веке французы стали законодателями мод в данном боевом искусстве, введя маску для фехтования. Дуэли стали совсем не те! Появляется понятие «белая дуэль», максимально близкое к спорту по своей сути. Здесь уже присутствует судья и 4 человека – свидетели, которые следят за поединком и считают, сколько уколов нанёс каждый из противников.

Первые упоминания

19 век — время фехтования, как вида спорта. По современным понятиям соревновательная программа была введена уже в 80-х на рапирах вошло в программу Первых Олимпийских игр в Афинах в 1896 году. Прошло всего несколько лет и в программу Олимпийских игр 1900 года вошли уже три вида фехтования — на шпагах, рапирах, саблях. В 1913 году 10 стран создали международную федерацию фехтования, которая в 1914 году разработала свод специальных правил для данного вида спорта. В 1921 году в Париже состоялся первый официальный международный турнир. Первый мировой чемпионат среди мужчин на шпагах состоялся в 1921, на саблях в 1922, на рапирах в 1926 году. У женщин на рапирах в 1929, на шпагах в 1989, на саблях в 1999 год в фехтовании что-то изменяется: модернизируется снаряжение, улучшается техника, но одно остаётся неизменным – фехтование продолжает покорять сердца людей по всему миру.

Читайте также:  #Лучшедома Ремонт треснувшей подошвы без проблем и затрат

Прорыв наших фехтовальщиков

В олимпийском Риме (I960 г.) произошла сенсация. Чемпионами стали фехтовальщики СССР. Победы одержали и женская, и мужская команды рапиристов. Вот имена первых советских олимпийских чемпионов: Галина Горохова, Александра Забелина, Татьяна Петренко, Валентина Прудкова, Валентина Растворова, Людмила Шишова, Виктор Жданович, Марк Мидлер, Юрий Рудов, Герман Свешников, Юрий Сисикин. В личном турнире по фехтованию на рапирах высшую награду завоевал ленинградский студент Виктор Жданович. В финале он не проиграл ни одного боя. Но не все сражения прошли гладко. В предпоследнем поединке Жданович встретился с англичанином Б. Хоскинсом. Победа Виктора означала, что золотая медаль достанется ему досрочно. При счёте 2 : 0 ленинградец допустил тактическую ошибку — решил не рисковать, чем немедленно воспользовался соперник счёт 2 : 2. Соперники вновь обменялись уколами. Вначале успеха добился Жданович, затем снова ангиличанин. Но па этом Хоскинс себя исчерпал. Виктор ещё дважды уколол его и победил. Уже в ранге олимпийского чемпиона Жданович провёл поединок со знаменитым Кристианом д’Ориоля. Это был не только спор двух сильнейших — встретились представители двух школ: классической, французской, и советской, творчески переработавшей достижения французов, итальянцев и венгров. Жданович взял верх со счётом 5 : 3. Венгерские саблисты, с 1928 г. не проигравшие ни одной Олимпиады, и в Риме стали первыми в командном зачёте. В личном первенстве золотая и серебряная медали достались опять-таки спортсменам из Венгрии — Рудольфу Карпати и Золтану Хорвату. Выдающийся итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти получил золотую медаль за победу в командном турнире на шпагах и серебряную — на рапирах. В Риме на своей пятой Олимпиаде он отметил четвертьвековой юбилей жизни в спорте.

С чего начинаются занятия

Занятия фехтованием начинаются с изучения азов. Именно этот этап является залогом безопасности в будущем. Первые занятия – это становление шага, обучение обращению с оружием, изучение техники безопасности и оттачивание техники удара. Если этот этап обучения будет упущен, с большой вероятностью ребенок не сможет достичь результатов в спорте, и может столкнуться с серьезными травмами.

Также для обеспечения безопасности малыша перед записью в секцию необходимо пройти медицинское обследование.

В фехтование не рекомендуется отдавать малышей со следующими проблемами:

  • Болезни глаз;
  • Болезни опорно-двигательного аппарата;
  • Болезни суставов;
  • Астма;
  • Психические заболевания.

Помимо консультации терапевта, родителям следует подумать и об оформлении спортивной страховки. Спортивная страховка для фехтования ребенку потребуется для допуска к любым состязаниям, а также позволит получить материальную компенсацию при получении травмы.

Артистическое фехтование

Артистическое фехтование — вид спорта, основанный на ведении постановочного поединка, либо на проведении поединка с чётко установленными правилами.

Правила

В первую очередь, арт-фехтование это постановка. Выделяют следующие правила подобных поединков:

  • Участники постановки — партнёры, а не соперники;
  • Все действия заранее оговорены и проделаны;
  • Поединок происходит без защитного снаряжения;
  • Аналоги оружия, использующиеся спортсменами, не заточены;
  • Запрещена импровизация, всё чётко по сценарию;
  • Запрещены удары и уколы.

Техника

При арт-фехтовании используют технику фехтования на разных видах европейского оружия. Спортсменам достаточно владеть базовой техникой спортивного фехтования.