Виды самозатягивающихся узлов для веревки, способы их завязывания

Узел проводник – простой, практически самый востребованный морской узел на сегодня и является выходцем из семейства петлевых креплений. Он легко завязывается обычным узлом ближе к концу фала. Вязать его получится как одним окончанием веревки, так и сразу петлей.

Общие правила завязывания галстука

Для каждого варианта галстучного узла разработана оптимальная схема завязывания. Все инструкции отличаются друг от друга. Но существуют правила подбора аксессуара и основы техники создания, которым следует придерживаться вне зависимости от выбранного варианта.

Хирургический узел. Как вязать … Как вязать узлы на леске, типы … Морские узлы — Техотдел Морские узлы схемы вязки для начинающих … Узлы для альпинизма.

  • Процесс создания узла должен происходить не в руках, а непосредственно на вороте рубашки. Только так можно добиться красивой ровной формы.
  • Существует правило официального стиля, регламентирующее длину классического галстука. Конец аксессуара должен быть на 2 см длиннее пряжки брючного ремня.
  • Длина узкого края галстука должна быть короче широкого конца в двойном размере.
  • При выборе сложного способа завязывания, следует использовать аксессуар из тонких тканей.
  • Крупный узел следует применять на сорочке с широко расставленными углами.
  • Аксессуар должен комфортно сидеть на шее, не перекрывать дыхание.
  • Узел должен выглядеть естественно, не быть излишне натянутым.

Основные виды альпинистских узлов

Классификаций узлов на планете существует множество. Они могут вязаться одним или несколькими способами. Прежде всего, необходимо знать основные (базовые) узлы и несколько вспомогательных.

Основные или базовые

  • проводник;
  • восьмёрка;
  • заячьи уши;булинь;
  • австрийский проводник;
  • узел Прусика;
  • грепвайн;
  • брамшкотовый.
  • Вспомогательные

  • стремя;
  • удавка (Линча);
  • УИАА (Итальянский);
  • двойной рифовый;
  • схватывающий.
  • Этот список является минимальным набором, который должен иметь на вооружении начинающий альпинист. По одной классификации, узел будет основным, по другой, дополнительным. Но назначение и область применения узлов, практически, и по своей сути, одинаково везде.

    Есть также небольшая классификация по степени надёжности и по сложности вязания. Основные узлы имеют самое широкое применение, так как образуют не затягивающие петли в любом месте верёвки, отлично держат при переменной нагрузке и не имеют склонности развязываться. Образно говоря, чтобы спуститься с крутого высокого берега к речке, альпинисту понадобиться сначала базовый узел. Они не развязываются и удерживают не только вес повисшего на ней человека, но и многочисленные срывы.

    Основные узлы, чаще всего, вяжутся на станциях или базах. Вспомогательный узел может понадобиться альпинисту в том случае, если сломалось или отсутствует спусковое устройство, и оно может быть заменено верёвкой или шнуром.

    Основные показатели правильно завязанной веревки:

  • правильный и чёткий рисунок узла;
  • достаточное расстояние от узла до концов верёвки;
  • узел затянут.
  • В процессе обучения важным моментом является запоминание рисунка узлов. В этом может помочь банальное рисование карандашом на бумаге. Также полезен просмотр видео-инструкций по теме вязания альпинистских узлов.

    Схемы и способы вязки туристических узлов

    В туризме нашли широкое применение различные способы связывания канатов и веревок.

    Схемы и способы вязки туристических узлов

    Известны разнообразные туристические узлы, в зависимости от назначения и характеристик связываемых канатов:

    • Рифовый – напоминает прямой (из морских), но гораздо быстрее развязывается. Напоминает «половинный» бантик из завязанных шнурков.
    • Проводник – выполняется двойная петля, через которую проводится ходовые края. Отличается большой прочностью и надежностью, но сложен в развязывании.
    • Шкотовый – очень быстрый способ, используется только при статических нагрузках. В динамике способен самопроизвольно распуститься или съехать. Как вязать: на одном канате выполняется фиксированная петля, поверх нее накидывается кольцо другого с одним заведенным краем внутрь. Еще одна его разновидность – брамшкотовый – выполняется с дополнительной петлей, увеличивающей надежность соединения.
    • Академический – лишен недостатков предыдущего метода. Позволяет надежно соединить шнуры, различающиеся диаметрами. Из более толстого выполняется петля, вокруг наматывается тонкая и затягивается, края закрепляются контрольно.
    • Грейпвайн – два связываемых каната совмещаются, конец каждого привязывается к другому способом, напоминающим восьмерку, соединение затягивается. Контрольное закрепление не требуется.
    • Стремя – используется в качестве опоры для стопы при преодолении препятствий. Выполняется одной рукой, надежен, легко развязывается.
    • Встречный – одним канатом выполняется узел, повторяемый ходовым концом другого в противоположную сторону. Затем соединение затягивается, без контрольной фиксации концов.
    • Удавка – применяется для закрепления веревки к стационарному объекту (стволу дерева и пр.). На упор набрасывается одинарная петля, ходовой край протягивается несколько раз через нее и затягивается.
    Схемы и способы вязки туристических узлов

    Совет начинающим туристам: не стоит приступать к изучению сложных веревочных узлов. Рекомендуется изучить несколько простых, в дальнейшем усложняя задачу.

    Читайте также:  Как играть в волейбол и получать от него удовольствие

    Как сделать обвязку из веревки

    Если вы оказались ситуации когда у вас под рукой ничего нет кроме веревки, а страховка для спуска необходима, не отчаивайтесь — есть ни один способ как выйти из положения.

    Нижняя обвязка из веревки по шагам:

    1. Сложите веревку пополам. Вытяните один конец так, чтобы одна сторона была длиннее другой на 30–40 см длиннее.
    2. Петлю оставляем спереди, а веревку проводим между ног за спину, затем разделяем хвосты и с разных сторон продеваем через петлю.
    3. Отводим концы за спину через разны стороны и снова вперед, не продевая через петлю.
    4. Необходимо сделать два оборота вокруг пояса.
    5. Закрепить веревку при помощи любого контрольного узла.
    6. Петлю и поясные кольца соединить карабином.

    Верхняя обвязка выполняется еще проще:

    1. Заведите веревку за спину.
    2. Один из концов перекинуть через шею, пройдя дополнительно, под веревкой на спине.
    3. Закрепить оба конца при помощи узла булинь, как показано на рисунке.

    Также есть вариант полной страховочной обвязки. Такая обвязка надежнее, но сложнее в вязке. Не стоит его использовать, если вы неуверены, что запомнили все действия правильно или в правильности завязанного узла.

    Как сделать обвязку из веревки

    Разберем по шагам:

    1. Часть веревки сложите пополам образуя петлю и оберните вокруг туловища. Из свободного хвоста, сложенного вдвое, сформируйте узел булинь.
    2. Проденьте петлю через узел булинь. Оставьте петлю незатянутой.
    3. Сформируйте еще одну петлю и накиньте ее на плечо через голову, продевая через незатянутую. Затяните узел.
    4. Сформируйте еще одну петлю и оденьте на ногу. Закрепите ее двумя узлами — один на ноге, а второй подтяните к узлам на поясе.
    5. Протяните веревку через узел на поясе, проходя две петли.
    6. Повторите пункты 4 и 5, чтобы правильно сделать петлю на вторую ногу.
    7. Веревку проденьте через две образованных узлом на поясе петли.
    8. Обвязка готова.

    Не стоит надеяться, что веревочная альпинистская обвязка заменит по удобству и функционалу магазинную, или хотя бы самодельную, но подготовленную заранее страховку. Ее предназначение — выручить вас в крайнем случае, не стоит удивляться, если веревка натрет при длительном спуске.

    Альпинистская система или, по-другому, обвязка чаще всего состоит из двух частей — верхней и нижней, которые связаны при помощи уса узлом булинь. Благодаря этому появляется два узла для самостраховки и фиксация веревки. Эта техника зародилась во времена зарождения альпинизма в Советском Союзе и применяется до сих пор.

    Нижняя часть страховки используется всегда, а верхнюю часть, чаще всего, одевают только в сложных восхождениях или на отвесных скалах, где есть возможность срыва и повреждения спины из-за резкой нагрузки. Кроме того, ее рекомендуется одевать, если есть риск зависания вниз головой, чтобы избежать потери сознания.

    Альпийский (срединный) проводник

    Более прочный альпийский проводник – хорошая замена простому проводнику, который образует фиксирующую петлю в центре веревки или стропы.

    Его можно найти под разными наименованиями, такими как «мотыль» или «пчелка».

    Он является качественным и надежным альпинистским креплением. Если его завязать в середине веревки или троса, он будет воспринимать нагрузку абсолютно равномерно, причем это не вызовет смещения узла.

    Этот узел используется для:

    • связывания страховочных тросов в середине веревки;
    • страховочных систем;
    • закрепления к крюкам;
    • изготовления веревочных переносных конструкций;
    • связывания двух оборвавшихся тросов.

    Схема вязки узла: пошагово

    Веревка или трос сгибается петлей вокруг пальцев.
    Подбирается необходимый размер петельки.
    Затягивая ее, заводится под основание веревки.
    Петля заводится через центр будущего узла.
    Связанный узел затягивается с небольшим усилием.

    Срединный проводник можно вязать и альтернативным вариантом.

    В необходимом месте веревки делается двойная закрутка петли.
    Подбирается необходимая длина верха петельки.
    Верхняя петля проводится через обхват и низ закрутки.
    Нижняя часть сдвигается. Нижняя петля заводится в полученную петельку. Узел затягивается.

    На видео пошагово рассказывается, как вязать проводник своими руками.

    Чтобы вся система наверняка и исправно работала, узел нужно затянуть, потянув сразу за два окончания веревки. Прочностные характеристики троса уменьшаются где-то на 35 %, если его завязать этим узлом, что служит отличным подспорьем в его применении.

    Изготовление устройства одной рукой

    Профессионалы довольно просто справляются с завязыванием беседочного узла одной рукой. Такой метод часто применяется при проведении спасательных операций. Схематично последовательность работ выглядит так:

    Изготовление устройства одной рукой
    1. Ладонью одной руки берут конец рабочего каната. Коренной трос оборачивают вокруг большого пальца.
    2. Делают поворот кистью для создания петли на коренном тросе.
    3. Конец рабочей веревки зажимают в кулак и проводят в полученное отверстие.
    4. Вокруг коренной веревки оборачивают ходовой конец каната с обратной стороны.
    5. В конце работ перехватывают конец рабочей веревки и пропускают его обратно в петлю.

    Затем затягивают узел, потянув за ходовой конец и коренную часть каната. Так получается надежное и прочное соединение.

    Как закрепить верёвку на основе

    Узлы туристические с названиями (схемы как вязать верёвку на опоре необходимо изучить каждому туристу) изучают до того, как отправиться в путешествие. Такие связки используют для подъёма и спуска, постройки навеса, при проведении спасательных работ.

    Читайте также:  Как научиться танцевать стриптиз и порадовать своего мужчину?

    Незатягивающийся узел состоит из 2 частей-полуштыков. Это простой и надёжный узел для закрепления чего-либо на вертикальной основе и под натяжением. Так привязывают канат за крюк для буксировки автомобиля, катера. Узел штык используют при создании переправ, верёвочных лестниц, натягивании тента, закрепления грузов.

    Штык: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Как закрепить верёвку на основе

    Техника выполнения:

    1. Верёвку перебрасывают через опору и формируют петлю.
    2. Протягивают через петлю конец верёвки – это первый полуштык.
    3. Коротким концом верёвки делают петлю на длинном конце и повторяют полуштык. Его вяжут в том же направлении, как и первый. Если неправильно завязать вторую часть штыка, он будет стягиваться.
    4. Свободный конец верёвки обязательно закрепляют контрольным узлом.

    Максимальное количество полуштыков в узле – 3. Большее количество вязать не рекомендуется, так как это не повысит прочность штыка, а увеличит время на его завязывание и распускание.

    Петля булинь

    Узел булинь – это незатягивающаяся петля на конце каната. Моряки считают его королём узлов за надёжность. Булинь быстро распускается, его можно завязать одной рукой, что важно во время проведения спасательных операций. Таким узлом прикрепляют трос к металлическим кольцам, крюкам, вертикальным и горизонтальным основам.

    Булинь: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Как закрепить верёвку на основе

    Техника выполнения:

    1. Делают на конце верёвки простую петлю или 1 раз оборачивают опору.
    2. Пальцами удерживают место перекрещивания и протягивают снизу в петлю свободный конец верёвки.
    3. Протягивают верёвку, огибают сзади длинную часть и снова пропускают конец в маленькую петлю.
    4. Затягивают узел, потянув в разные стороны за большую петлю и длинную часть верёвки.

    Булинь обязательно подстраховывают контрольным узлом. Минусы королевского узла – сложность завязывания и способность скользить при непостоянных нагрузках.

    Удавка

    Практичный узел для закрепления троса на основе – удавка Циммермана. Он относится к простым связкам, легко вяжется и быстро распускается без нагрузки.

    Удавка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

    Как закрепить верёвку на основе

    Техника выполнения:

    1. Верёвкой огибают опору и формируют закрытую петлю.
    2. Продолжают движение верёвкой вдоль петли, накручивая на неё 3-4 оборота.
    3. Пропускают конец верёвки в петлю и подтягивают.

    Удавка Циммермана надёжно держит натяжение при постоянном воздействии, а при переменной нагрузке проскальзывает. Чтобы этого не происходило, узел фиксируют 1 или 2 контрольными узлами.

    Разновидность морских узлов

    Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).

    Среди них чаще всего используются:

    Разновидность морских узлов
    • Восьмеркой;
    • Бабочка или пчелка;
    • Беседочный;
    • Прямой или простой штык;
    • Якорный.

    Рисунок 3. Примеры разных морских узловКроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:

    • Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
    • Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
    • Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
    • Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
    • Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.

    Прямой

    Разновидность морских узлов

    Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.

    Рисунок 4. Прямой морской узел

    Рифовый

    Об этом элементе с легкостью можно сказать, что с ним справиться любой, кто завязывал бантик на шнурках. В море с его помощью крепят лебедки и другие снасти на открытой палубе, закрепляют чехлы из брезента на спасательных шлюпках. Ниже схема вязания узла (Рисунок 5).

    Разновидность морских узлов

    Рисунок 5. Рифовый морской узел

    Восьмерка

    Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:

    1. Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
    2. Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
    3. Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
    4. Просто поддается развязыванию.

      Рисунок 6. Морской узел восьмерка

    Разновидность морских узлов

    Плоский узел

    Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.

    При наличии четырех точек пересечения, он:

    1. Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
    2. Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
    Разновидность морских узлов

    Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).

    Рисунок 7. Плоский морской узел

    Простой штык

    Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.

    Разновидность морских узлов

    Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):

    1. Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
    2. Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
    3. Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.

      Рисунок 8. Морской узел простой штык

    Шкотовый узел

    Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.

    Разновидность морских узлов

    Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):

    1. Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
    2. Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
    3. В завершении — протяните тонкую часть под петлей.

      Рисунок 9. Шкотовый морской узел

    Читайте также:  Правила игры в хоккей с шайбой

    Калмыцкий

    Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.

    Разновидность морских узлов

    Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):

    1. Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
    2. Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
    3. Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.

      Рисунок 10. Калмыцкий морской узел

    Беседочный узел

    Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.

    Разновидность морских узлов

    Рисунок 11. Беседочный морской узел

    ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

    Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

    Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

    Третья группа – вспомогательные узлы

    Узел удавка (рис.9) применяется для привязывания к дереву, большому камню, выступу. Узел надежен, вяжется просто, легко развязывается.

    Учитывая, что узел держится за счет трения и зажатия конца веревки образованной петлей, необходимо достаточное обкручивание петли веревки свободным концом. К тому же после завязывания узла необходимо развернуть место выхода петли относительно направления предстоящей нагрузки таким образом, что веревка в этом участке «не работала на срез». Только после этого веревку можно нагружать. Желательно, чтобы узел постоянно находился под нагрузкой.

    Узел стремя () применяется для устройства петель со стременами, для вязания транспортировочных устройств, незатягивающихся двойных петель.

    Схватывающий узел () используют при движении по закрепленной веревке, при организации самостраховки, при закреплении вспомогательной веревки на основной. Следует помнить, что ненагруженный схватывающий узел легко передвигается вдоль основной веревки, под нагрузкой он затягивается, схватывается. Учитывая, что узел плохо держит на жесткой веревке, его нельзя использовать при работе с обледенелой веревкой

    Двойной рифовый () иногда его называют фаловым узлом. В словаре Владимира Даля он именуется “петельным узлом” и “репейком (бантом)”. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.

    В альпинизме применяется узел среднего () он рассчитан на нагрузку в любом направлении и может быть завязан в середине веревки, используется вместо узла проводника. Узел среднего очень надежен при использовании.

    Два одинаковых полуштыка составляют узел, который называют простым штыком На схеме показан широко применяемый в альпинизме незатягивающийся узел — один из самых простых и надежных узлов для закрепления веревки. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится стремя (см. рис. 10), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второго оборота должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 12, б), ходовой конец после второй оборот идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо стремени получается схватывающий узел (см. рис. 11).

    Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

    Узел УИАА (). рекомендован Международной федерацией альпинизма (УИАА). Узел УИАА увеличивает трение при протравливании веревки и используется альпинистами для страховки и спуска по веревки при отсутствии спусковых устройств.