Виды скоростных автомобильных состязаний

Есть много видов спорта. Систематизация включает в себя различные типы оборудования, личного, повторяющегося, сильного, экстремального и многое другое. Распространены олимпийские и не олимпийские виды спорта. Мы поговорим об этом подробнее.

Заезды на установление рекорда скорости

Эти заезды проводятся для определения наивысшей скорости движения автомобиля с поршневым двигателем внутреннего сгорания специальной конструкции определенного класса или с газотурбинным двигателем определенного веса.

Показанная в заезде скорость автомобиля будет считаться рекордной, если она превышает достигнутую ранее или перекрывает действующий норматив не менее чем на один процент.

Федерацией автомобильного спорта СССР для специальных автомобилей с поршневыми двигателями внутреннего сгорания утверждено одиннадцать классов по рабочему объему двигателей — от микролитражных до двигателей с любым, без ограничения рабочим объемом.

Для автомобилей с газотурбинными двигателями Федерация установила четыре класса по общему весу автомобиля — от веса менее 500 кг до веса, превышающего 1500 кг.

Класс

Рабочий объем двигателя, см3
минимальный максимальный
А

В

С

D

Е

F

G

H

I

J

K

Свыше 8000

от 5000

от 3000

от 2000

от 1500

от 1100

от    750

от    500

от    350

от    250

Не ограничен

Без ограничения

до 8000

до 5000

до 3000

до 2000

до 1500

до 1100

до 750

до 500

до 350

до 250

Классификация специальных автомобилей для установления рекордов скорости приведена в таблице. В ней даны минимальные и максимальные пределы рабочих объемов двигателей для каждого класса.

Классификация специальных автомобилей с газотурбинными двигателями приведена в таблице ниже.

Класс автомобиля Общий вес автомобиля, кг
минимальный максимальный

А1 А2 В С

Свыше 1500 1000 500 Без ограничения

Без ограничения 1500 1000 500

Конструктору рекордного автомобиля предоставляется большая свобода действий. Для него фактически никаких ограничений не существует. Единственное и непременное техническое требование: у автомобиля должно быть не менее четырех колес и механический привод к ним (безразлично — к двум передним или задним или ко всем четырем). И, конечно, должны быть соблюдены требования безопасности для водителя, как например: наличие огнестойкой перегородки между отсеком двигателя и помещением водителя, надежное закрытие трансмиссионных валов и т. п.

Для автомобилей с реактивными двигателями или двигающихся за счет тяги воздушного винта, т. е. не имеющих механического привода на колеса, могут регистрироваться только мировые (абсолютные) рекорды скорости, которые иногда называют «сухопутными рекордами скорости».

Рекорды скорости могут устанавливаться и регистрироваться на различные по длине дистанции или за определенные отрезки времени. В первом случае регистрации подлежит время прохождения дистанции, во втором — расстояние, пройденное в указанное время.

Решением Федерации автомобильного спорта СССР утверждены следующие дистанции для установления рекордов:

0,5 км

со стартом

с места

1,0 км

со стартом

с места и с хода

50 км

со стартом

с места

100 км

»

»

500 км

»

»

1000 км

»

»

5000 км

»

»

10 000 км

»

»

и далее с промежутками через каждые 5 тыс. км до дистанции 30 000 км и через каждые 10 тыс. км до дистанции 100 000 км.

Регистрация рекордов скорости, устанавливаемых за определенное время, допускается для 1 часа, 6 часов, 12 часов, одних суток, двух, трех и далее до семи суток, затем для 10, 20 и 30 суток.

При проведении рекордных заездов на любую из указанных дистанций мерный участок должен быть пройден в двух взаимопротивоположных направлениях, при этом время на оба заезда для коротких дистанций не должно превышать 60 минут. При заездах на длинные дистанции допускаемый интервал между заездами ограничивается тридцатью минутами. Конечный результат определяется после двух заездов по среднему времени.

Заезды на установление рекордов на длинные дистанции, проводимые по замкнутому кругу либо в двух взаимопротивоположных направлениях по шоссе, повторения не требуют.

Нормативы, утвержденные Федерацией автомобильного спорта СССР, и имеющиеся в Советском Союзе зарегистрированные международные и национальные рекорды представлены в таблице ниже.

Нормативы скоростей разработаны и утверждены только для первых шести дистанций — 0,5; 1,0; 50; 100; 500 и 1000 км; часть из них уже не действует, так как нормативная скорость превышена установленными рекордами.

Рекорды на автомобилях с газотурбинными двигателями и механическим приводом на колеса установлены для следующих классов и дистанций:

Класс автомобиля в кг

Дистанции в км

0,5 с места

1,0 с места

1,0 с хода

до  1000

112.8

160.5

310,2

до   500

105,6

311,4

Классификация спорта

Спорт делится на основные группы. Первое место по количеству дисциплин занимают игровые соревнования. Второе место заняла классика: легкая атлетика, единоборства, спортивная и художественная гимнастика. В-третьих, серьезно набирают популярность экстремальные виды спорта.

Кроме того, распространены специализированные виды спорта:

Классификация спорта
  • автомобильные гонки,
  • езда на велосипеде,
  • стрельба,
  • катание на лыжах,
  • плавание и многое другое.

Спортивный отдел основан на характеристиках, общих для всех дисциплин. Давайте рассмотрим, какие виды спорта существуют в мире и как они различаются:

  1. персональные виды спорта, в которых участвует участник (гольф, бильярд, теннис, шахматы, крокет и т. д.);
  2. повторяющиеся: движения тела с использованием повторяющихся движений (биатлон, плавание, катание на коньках, каякинг, катание на лыжах, различные виды легкой атлетики и т. д.);
  3. командные (игра): компания игроков принимает участие в соревнованиях, которые обычно соревнуются с аналогичной компанией конкурентов (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол, буксир и т. д.);
  4. силовые: участники соревнуются в упражнениях со специальными снарядами (тяжелая атлетика, тяжелая атлетика, бодибилдинг, тяжелая атлетика);
  5. боевые искусства: один спортсмен превосходит другого по влиянию силы по определенным критериям (бокс, самбо, айкидо, бокс в конце, бой на поясах, рукопашный бой и т. д.);
  6. всесторонняя координация: требуется, чтобы участники обладали особыми навыками и умениями, связанными с владением телом и координацией движений (паркур, дайвинг, катание на лыжах, акробатика, художественная гимнастика и т. д.);
  7. технические: соревнования, связанные с реализацией технических преимуществ компании (бобслейная трасса, стрельба, скоростная трасса, катание на коньках, мотоцикл, ралли и др.);
  8. приклодные: участники демонстрируют военный или бизнес-план (спортивная рыбалка, верховая езда, парусный спорт, ориентирование, кастинг);
  9. экстрим: соревнования угрожают жизни участников (альпинизм, дайвинг, пещеры, спортивный туризм, зимние купания и т. д.);
  10. авиация: внедрение самолетов (вертолетов и планеров).
Классификация спорта

Категории автомобилей по классам

В Европе и России автомобили делятся по классам исходя из размера модели. Для каждой габаритной группы предусмотрен свой буквенный идентификатор.

Класс А

Категории автомобилей по классам

Сюда относятся микроавтомобили (mini cars) с короткой базой до 360 см. Позиционируются, как «особо малый класс» с повышенной экономичностью и маневренностью. Ориентированы на езду по узким и загруженным улицам. Очень экономичны и удобны в парковании. Рассчитаны на комфортное размещение не более 4 человек вместе с водителем. Компактность автомобилей A класса достигается за счет уменьшения объема багажника.

Класс B

На полметра длиннее малюток категории А (до 420 см). Позиционируются как «малый класс» (small cars). Кроме реализации в кузове трех- или пятидверного хетчбэка, часто представлены компактными седанами с вместительным багажным отделением. Большинство моделей оснащено передним приводом. Сочетание бюджетности, экономичного расхода и комфорта делают класс B максимально популярным на потребительском рынке.

Категории автомобилей по классам

Машины класса С

Это уже «низшая средняя» категория (medium cars) с просторным багажником, большим салоном, хорошей базовой комплектацией. Длина кузова достигает 450 см. Альтернативное название, которое широко употребляется автолюбителями – «гольф-класс». Он взято у легендарного Volkswagen Golf, доказавшего на практике, что класс С может быть эффектным, шустрым, маневренным, комфортным.

Класс D

Категории автомобилей по классам

Полноценный средний класс (larger cars) куда входят модели с базой до 460 см. Внутри сегмента существует разделение на более дешевые «семейные авто» и дорогие престижные машины с широким набором опций. Тип кузова – любой (хетчбэк, седан, универсал). Общие черты – просторный салон, интерьерный комфорт, вместительный багажник.

Важно!

Некоторые автомобили размерно относятся к одному классу, а функционально – к другому, более высокому. Тогда к стандартной классификации добавляется знак «+». Например, B+ или С+.

Класс E

Категории автомобилей по классам

Высший средний класс или «бизнес-класс» (executive cars), куда входят длинномерные авто до 500 см. Ориентирован на состоятельных людей, желающих подчеркнуть свой социальный статус и предпочитающих комфортную езду с максимальным удобством. Наиболее знаковый завсегдатай представительского класса автомобилей, в названии которого легко угадывается «породистость» и предназначение – это Mercedes-Benz E-class.

Класс F

Большие и роскошные авто длиной свыше 600 см уровня Rolls-Royce и Maybach. Европейский верхний класс (luxury cars) – это максимальное количество опций, кожа, дерево, мощь, эксклюзивный и легко угадываемый экстерьер, для нарочитого подчеркивания престижности.

Категории автомобилей по классам

Класс M

Сегмент многоцелевых авто (multi purpose cars) представлен минивэнами (пассажирские) и мультивэнами (грузопассажирские) длиной до 478 см. Сюда же входят транспортные средства c маркировкой MVP (Multi-Purpose Vehicle), которые построены на классической базе бренда в кузове «высокий универсал повышенной вместимости». У многих автопроизводителей под класс М предусмотрено сразу несколько разноразмерных моделей, чтобы охватить все возможности класса М. Например, Renault выпускает сразу 5 моделей – Espace, Kangoo, Scenic, Trafic, Modus.

Класс J

Категории автомобилей по классам

Один из самых уважаемых, узнаваемых и любимых сегментов авторынка, в который входят внедорожники, кроссоверы, рамные пикапы с базой до 500 см и больше. Заимствован из американской классификации легковых авто где имеет обозначение Sport-Utility Vehicles или просто SUV. Автомобиля J класса характеризуется усиленной подвеской, увеличенным клиренсом, вместительностью, огромным количеством вариаций оснащения и отделки, чтобы соответствовать финансовым возможностям различных покупателей.

Класс S

Экзотический сегмент суперкаров и спорт купе (sport coupe), для которого свойственны очень высокие ценники. Имеют эффектный экстерьер с улучшенной обтекаемостью. Быстро разгоняются за счет мощного двигателя и сниженной массы. Из-за маленького дорожного просвета могут безопасно эксплуатироваться только на идеальном дорожном полотне. Не имеют ограничений по габаритам по длине, типу кузова, объему мотора.

Категории автомобилей по классам

Класс H

Категория двухместных автомобилей в кузове родстер со съемной крышей (мягкая, жесткая). Могут быть особой модификацией брендового представителя из S класса, например Audi TT Roadster. Стандартная длина не превышает 440 см.

Важно!

Кроме размерных характеристик буквенные классы машин часто учитывают допустимый объем двигателя.

Автомобильный спорт – технический вид спорта

Техническое совершенство и уровень подготовки спортивной техники играют решающую роль в успехе выступлений автоспортсмена. Спортивный инженер (главный механик) – второй человек в команде. Для обеспечения безопасности соревнований и уравнивания шансов всех участников, спортивные автомобили обязаны отвечать определенному набору требований. Эти требования различны для разных групп и классов спортивных автомобилей. Соответствие автомобиля или одного из его компонентов требованиям соревнований подтверждается специальным спортивным сертификатом – омологацией.

Большое количество классов гоночной техники подразумевает выполнение спортивного автомобиля на базе одного из серийных образцов – кузовные классы. В требованиях к таким автомобилям указан перечень изменений, который допустим по отношению к серийному аналогу. Этот перечень может значительно отличаться для разных групп кузовных автомобилей – для одних он минимален и спортивный автомобиль в значительной степени схож с серийным, для других – перечень столь широк, что, несмотря на внешнее сходство, от источника остаются только крыша и эмблема на капоте и по характеристикам спортивный автомобиль отличается от своего серийного собрата, как самолет от мопеда.

Имеются и классы спортивных автомобилей, которые не обязаны нести в себе элементы и внешний вид серийных образцов – формулы, багги, некоторые дрэгстеры и др. Чем больше список возможных изменений и конструкторских новаций, тем большее значение приобретает работа инженеров и конструкторов команды и увеличивается стоимость автомобиля. Лидерство в высших классах гоночных автомобилей по силам только лишь командам с поддержкой автогигантов – как с экономической, так и с инженерной сторон. Для придания автоспорту массовости существует ряд более строгих с технической точки зрения и, соответственно, дешевых классов.

Пределом унификации и удешевления автоспорта являются моно классы – соревнования с участием автомобилей только одной марки, подготовленных одинаково с минимальными отличиями от серийных аналогов для кузовов, или при одинаковой, часто дешевой, конструкции для формул. В моно классах, ввиду равенства технических характеристик автомобилей, на первое место выходит мастерство пилота. Одним словом – чем больше количество переменных, тем выше класс спортивных автомобилей, тем большее количество людей требуется для работы команды, тем дороже обходятся выступления.

Читайте также:  Сущность и характеристика игры «Баскетбол»