Вингсьютинг, или почему люди летают как белки

Почему планерный спорт не пользуется в народе большой популярностью? Можно ли летать зимой? И где лучшее место для полётов в России? Планерист и главный тренер сборной страны Владимир Кочкин рассказал об этом 16 декабря в передаче «Вечерний разговор о спорте» на радио «Городская волна» (101.4 FM).

Что происходит

Сточную воду в Новосибирске чистят ультрафиолетом и насыщают кислородом 5 минут назад Итоги 2020 года: каких успехов добились новосибирские спортсмены 25 минут назад Из мэрии увольняется глава управления предпринимательства 58 минут назад Вирусы способны вызвать агрессивный рак. Что делать — отвечает онколог 2 часа назад Автобус №55 будет ходить до остановки «Спортивная» 2 часа назад 45-метровый тоннель разрешили построить на площади Труда в Новосибирске 3 часа назад Мошенники запугивают новосибирцев срочной чисткой канализации 4 часа назад Королевство для малышей: на Заозёрной достроили детский сад на 350 мест 5 часов назад Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 4 февраля 5 часов назад Когда мы получим новые автобусы — слушайте в прямом эфире на Горволне 6 часов назад Сомнительное наследство: как долго разлагается бытовой мусор 6 часов назад

Показать ещё

Планеры в годы войны

Пришло суровое военное время, и планерам им тоже нашлось множество работы. Мы уже рассказывали вам, как в годы войны использовались дирижабли («Как воевали дирижабли в Великую Отечественную»), как успешно воевали наши девушки на простых деревянных самолетах («Кто такие «ночные ведьмы»). В годы войны военные планеры использовались для доставки войск и вооружения в зону боевых действий. К месту старта планеры буксировались транспортными самолетами или бомбардировщиками. Иногда один самолет тащил за собой целую сцепку из нескольких планеров. Отцепившись, планер мог продолжить управляемый полет на длительные расстояния и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки. К сожалению, планер, как правило использовался только один раз, а дальше уничтожался. Поэтому изготавливался он из дешевых материалов, ткани и дерева.

Считается, что за всю войну ни один советский планер не был обнаружен и тем более сбит. И это действительно трудная задача. Бесшумный летательный аппарат ночью обнаружить вообще невозможно, а сбить и тем более.

Правила вингсьютинга

Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.

Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.

Правила вингсьютинга

Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.

Группа Тихонравова

Пятнадцатого марта 1950 года Михаил Тихонравов на научной конференции рассказал о результатах своих исследований по составным ракетам и созданию искусственных спутников Земли. Но в тот момент руководство института сочло его идеи фантастическими и отвлекающими от текущей работы. Конструктор был отстранен от должности, ему запретили заниматься этой проблемой.

В 1947-1951 годах М. К. Тихонравовым был сформирован в НИИ-4 коллектив энтузиастов, осуществлявших исследования по освоению космоса (легендарная группа М. К. Тихонравова). В неё входили И. М. Яцунский, Г. Ю. Максимов, Л. Н. Солдатова, А. В. Брыков, Г. М. Москаленко И. К. Бажинов, О. В. Гурко, В. Н. Галковский, Я. И. Колтунов и другие учѐные института

Но его ближайшие сотрудники — «группа Тихонравова» — исследования не прекратили. Запретной темой они занимались во внерабочее время. При этом Михаил Клавдиевич посылал результаты работы Королеву. Время работало на Тихонравова, и позже его разработки послужили основой для создания двухступенчатой ракеты.

Читайте также:  Что такое буллит в хоккее и когда он назначается

Главной задачей Королева и Тихонравова было создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной преодолеть земное тяготение. Благодаря усилиям Королева с января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли», научным руководителем которой был назначен Михаил Тихонравов.

К середине 1954 года технический облик ракеты Р-7 полностью определился. А в 1955-м Михаил Тихонравов представил три варианта искусственных спутников различного назначения. Работа над запуском первого спутника велась в авральном режиме — надо было опередить США. И вот 4 октября 1957 года впервые в истории человечества на околоземную орбиту ракетой Р-7 был выведен «Спутник-1» конструкции Тихонравова.

Очень интересное направление — изготовление алмазогальванического инструмента с наномодифицированной связкой. В качестве наномодификатора применяется наноалмаз. Используются и рабочие алмазы — более крупные, которые режут, и наноалмазы, упрочняющие связку в инструменте

В дальнейшем Михаил Клавдиевич вернулся к юношеской мечте и участвовал в разработке тяжелых межпланетных кораблей для полета на Марс.

После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и успешного полета спутника с живым существом на борту Михаил Тихонравов был удостоен Ленинской премии, а после полета Юрия Гагарина в 1961-м — звания Героя Социалистического Труда.

За свою научно-инженерную деятельность Михаил Тихонравов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями.

Тихонравов также принимал активное участие в работах по проектированию станции «Луна-9», которая 3 февраля 1966 года совершила мягкую посадку на Луну и передала панораму ее поверхности, в осуществлении первого пуска станций к Венере и к Марсу, запуска станции «Зонд-З», которая сфотографировала обратную сторону Луны.

Тихонравов принимал активное участие в решении вопросов терморегулирования и пространственного ориентирования спутников, вопросов сближения и стыковки аппаратов в космосе, а также герметичности, жизнеобеспечения, метеорной опасности и т. д.

Но в 1966 году, после смерти Королева, руководителем ОКБ-1 был назначен Василий Мишин, у которого были свои взгляды на техническую политику организации. Это отразилось на судьбе Тихонравова. Он был отстранен от работ по проектированию и назначен научным консультантом.

Скончался ракетный конструктор в 1974 году. Его работы признаны во всем мире.

Имя Михаила Клавдиевича увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России, его именем названа главная улица города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4.

Темы: Наука и технологии

Пошаговая инструкция управления самолетом

Управление летательным аппаратом осуществляется только после длительного обучения. Однако в экстренной ситуации человеку может потребоваться взять контроль над авиалайнером в виде второго или главного пилота. Изучение пошаговой инструкции поможет понять, каким образом управляется пассажирский лайнер.

Пошаговая инструкция будет интересна и тем людям, которые хотят узнать, как осуществляется пилотирование гражданского авиалайнера. Наибольшую сложность для пилотов представляет взлет и посадка. При непосредственном полете редко возникают внештатные ситуации и форс-мажорные обстоятельства.

Перед началом изучения инструкции о том, как управлять воздушным судном, требуется узнать об органах воздействия и понять принцип работы летательного аппарата. Системы управления современными самолетами требуют минимального вмешательство пилота.

Подготовка к взлету

Если человек оказался в качестве пилота в лайнере, то первое, что нужно сделать — подготовиться к взлету. Подготовка включает в себя осмотр судна, проверку штурвала и закрылок. Органы контроля самолетом должны двигаться беспрепятственно. Провести осмотр отдельных частей самолета сможет только опытный механик.

Пошаговая инструкция управления самолетом

После проверки датчиков, органов контроля, работы отдельных механизмов переходят к началу полета, которое именуется взлет. Чтобы летательный аппарат успешно взлетел, необходимо выполнить ряд действий.

Читайте также:  Перекидной прыжок - элементы фигурного катания

Взлет

Самолет взлетает со взлетно-посадочной полосы. В аэропорту контроль за взлетом и посадкой осуществляют диспетчеры. Переходить к взлету можно только после получения разрешения. Перед непосредственным взлетом пилот удостоверяется в том, что судно находится в подходящей взлетной конфигурации (закрылки впущены во взлетное положение). Процедура взлета включает в себя следующие этапы:

  1. Выровнять самолет на взлетно-посадочной полосе. Также потребуется убедиться в том, что тормоза опущены и курс на приборах соответствует курсу ВПП.
  2. Включить посадочные фары и выключить рулежную фару. После этого потребуется увеличить обороты двигателя до 40% и дать им стабилизироваться (после стабилизации сработает соответствующий датчик).
  3. Убедиться в том, что правильный режим взлета установлен. Контролировать РУД и начать взлет.
  4. Давить на штурвал от себя до достижения скорости в 80 узлов. Также внимательно следить за показателями.
  5. После достижения скорости принятия решения командир воздушного судна принимает окончательное решение о взлете или прекращении процедуры.
  6. После команды взлета руки с РУД убираются, ручка для управления самолетом (штурвал) тянется на себя. После успешного взлета необходимо продолжить набор высоты и следить за датчиками.

Схема процедуры взлета

Набор высоты может проходить в автоматическом режиме. Для успешного взлета авиалайнера в кабинете находится КВС и второй пилот. Управление пассажирскими летательными аппаратами в одиночку осуществлять крайне проблематично.

Полет

Во время полета нужно поддерживать заданные параметры. Применяется автопилот или ручное управление. Активные системы управления самолетов помогают придерживаться требуемых значений. Во время полета главная задача — поддерживать заданный курс, высоту и скорость. Для корректировки параметров полета изменяется тяга, крен или тангаж.

Посадка

Пошаговая инструкция управления самолетом

Посадка по приборам осуществляется командиром и вторым пилотом. Управлять самолетом не так сложно, как его посадить. Для посадки выполняются следующие действия:

  1. Примерно за 5 миль перед входом в глиссаду (глиссада — траектория полета непосредственное перед посадкой) потребуется выпустить закрылки. Убедиться в том, что выпуск закрылок не противоречит требованиям по скорости.
  2. Включить режим захода на посадку. Дождаться срабатывания датчиков.
  3. Установить курс на взлетно-посадочную полосу.
  4. Установить контакт с наземными ориентирами. При невозможности сделать это — уйти на второй круг.
  5. Медленно снижать тягу таким образом, чтобы при касании добиться положения рычага «малый газ».
  6. На высоте 20–25 футов начинается выравнивание судна. Требуется потянуть ручку управления самолетом (штурвал) на себя, создавая тангаж 6 градусов.
  7. После сцепления с ВПП контролировать торможение. При необходимости надавить на штурвал для того, чтобы прижать переднюю опору шасси и улучшить управляемость.

Посадка осуществляется силами командира воздушного судна. Второй пилот контролирует датчики и сообщает о срабатывании того или иного индикатора. У каждого члена экипажа своя задача при взлете и посадке. Посадка пассажирского авиалайнера проходит в штатном режиме при соблюдении всех норм.

Если процедура выполняется в неблагоприятных условиях, требуется следовать особым инструкциям. Если КВС при выполнении посадки видит, что не удается установить контакт с наземными ориентирами или не срабатывают нужные датчики, самолет уходит на второй круг.

ИНТЕРВЬЮ С ПИЛОТОМ-ПАРАПЛАНЕРИСТОМ

Сегодня в гостях у пилот-парапланерист из Гомеля Сергей Манекин.

— Сергей, как давно и почему Вы занимаетесь этим видом спорта?— Впервые в воздух поднялся за день до 40-летия. А летать всегда хотел. В школе не получилось, тогда ДОСААФ развалился, из всех курсов остались только курсы водителей. Когда подрос сын, стали с ним змея воздушного запускать и заинтересовался управляемым змеем. Сделал его сам, но хотелось большей мощности. Написал на форум вопрос, как повысить его эффективность. Ответ был неожиданный, мне предложили альтернативу – выслать кайт. Так я стал обладателем настоящего буксировочного змея размером 5 м2. Он был настолько мощным, что сына поднимал в воздух. Незаметно, в процессе ознакомления, обнаружил, что кайты, бывают большие, и на них летают люди и называются они парапланы. Это же дорога в небо! – подумал тогда я. В скором времени я познакомился с гомельским парапланеристом Володей Межейниковым. Немного попробовал потренироваться. На первое соревнование на точность приземления под Мозырем, «Полесский десант» меня пригласили как фотографа. Там я познакомился с сильнейшей командой точнистов из Мозыря. Долго время я был только наблюдателем и фотографом. Пока не нашёл подходящий купол по доступной цене. Тогда и начались настоящие тренировки и полёты.

— Долгий и тернистый путь к парапланеризму был у Вас. Но в результате сбылась мечта летать. Не всякий может похвалиться, что осуществил мечту, которой грезил с детства.Какие интересные случаи были у Вас?

— Поехал на автобусе за город с парапланом потренироваться. Присмотрел подходящее поле. Вышел на остановке, поподнимал купол, пока ветер не стих. Сложился и на остановку пошёл. А потом мне позвонили из милиции и пригласили на беседу.Оказалось, что какой-то сознательный гражданин позвонил в компетентные органы и сообщил, что в районе ТЭЦ (она там рядом), высадился десантник с рюкзаком. Подвеска издалека похожа на рюкзак. И предположением было – с диверсионными целями. К счастью, милиционер, который проводил расследование, оказался человеком здравого смысла. Расспросил, записал, пожелал удачи в полётах и отпустил с миром, ибо состава преступления не было, как и полётов, на которые нужно оформлять разрешение. Дай Бог счастья таким грамотным людям!

— Расскажите, какой для Вас был самый волнительный момент в парапланеризме.

— Конечно же, это самый первый полёт. Зима. Низкая облачность, метров сто. Ветер лобовой, хоть и небольшой, всё отлично. Буксир где-то там, вдалеке, отъезжает, натягивает трос… Выпускающий: «Готов?» Я (дрожащим голосом): «Готов!»Выпускающий (буксировщику): «Давай старт!» Трос натягивается, надо упираться, ветер слабый, надо чтоб натяжение троса было хорошим, просадка может случиться, если машина забуксует. СТАРТ! Бегу, как бешеный, лихорадочно вспоминаю, что надо делать, если какая консоль куда тянет. Вроде всё нормально… Отрыв… Выпускающий бубнит по рации для оператора буксира: пилот в воздухе.Я в воздухе… Необычно… Оглядываюсь вокруг, замечаю, на чём я болтаюсь. Блин… Верёвочки, толщиной, максимум, миллиметра два. Проносится мысль: «Нафига я на это подписался?!» И тут вступает облачность. Она низкая, вот только взлетел — и сразу в неё. Опять непонятно, где что. Метра два троса вижу. Поднимаю голову — стропы уходят в никуда, крыла не вижу. По рации команда: «Отцепка!»Дергаю ручку, единственный ориентир направления уходит из поля зрения. Куда? Что?Опять оживает рация: «Лети, как летишь, никуда не сворачивай. Мы тебя не видим.» Спасибо, ребята, утешили… Выпадаю из облачности, сразу становится спокойнее. Тут хоть уверенность, что в дерево не впечатаешься.Снижение, посадка, как читал. Зажимаю клеванты, торможу, сажусь. Кисти рук ходят ходуном. Никогда бы не подумал, что такое возможно. Жесть!

— На кого бы Вы хотели равняться из Ваших коллег по полётам?

— Героическая мозырская бригада: Дашко Станислав, Глухоторенко Дмитрий. И самый главный наш белорусский точнист, специалист и фанат этого вида спорта – Женя Вихор. Вот это действительно профессионал!

— Почему подпись Ваших фоторабот «Сталкер»?

— Ещё, когда был школьником, впечатлил фильм Тарковского «Сталкер», очень зацепил образ Кайдановского. Близок мне этот герой любовью к исследованиям таинственных, заброшенных мест. Есть в них особая прелесть.

— Чтобы Вы посоветовали начинающим парапланеристам?

— Ребята, не учитесь, как мы, на собственных ошибках, будьте умнее, идите в школу: там вам дадут правильные рефлексы, вы будете увереннее стартовать и не будет такого, как у меня на первом старте. И советую почитать книгу «Мечта летать. Учебное пособие по парапланеризму.» И.В. Волков.

— Спасибо, Сергей, за интересный рассказ и предоставленные фотографии! Хороших полётов и точных приземлений Вам!

View the discussion thread. back to top

Читайте также:  Катание на доске с веслом по воде. Какое нужно SUP весло